На главную

"Джем-Клуб" 97.05

Фрагменты из интервью Анатолия Герасимова
Радио "Ракурс", май 1997, программа "Джем-клуб" (ведущий -
Константин Волков, далее - КВ)

КВ: Как так получилось - приехал человек из какой-то России, где джаза как бы даже и нету, и вдруг раз - и начинает играть в оркестре Дюка Эллинтона?
АГ: Мы встретились, когда они были в России... по-моему, за год до того, как я уехал... или за два?
КВ: В 71-м...
АГ: ...И как-то поддерживали связь - то мне открытки пришлют, то да се... и когда я выехал, то я послал открытку кому-то... Мерсеру!
КВ: Сыну Дюка?
АГ: Да... О том, что я в Италии. И они были в Италии, потом оказалось, что искали там меня. А потом я приехал в Нью-Йорк, но как-то не хотел себя навязывать. А потом я чисто случайно шел около Rockafeller Center, и вижу - стоит Дюк. Подойти - не подойти? Сказать "привет"? Поздороваться? Ну, я подошел и ... он меня вспомнил. Сказал: о, мы здесь играем, в Rainbow Room. Приходи!
КВ: И вы пришли?
АГ: И я пришел. На следующий день. И поиграл. Они мне говорят: ну, мы тебе позвоним. Я сказал: здесь все так говорят, "мы тебе позвоним"... Но почему-то они позвонили!
КВ: Как произошло, что вы предпочли оказаться..ам?
АГ: Произошло это очень неожиданно и внезапно. Мы все хотели куда-то поехать, посмотреть, то да се... люди уезжали в то время в основном в Израиль... и вдруг в один прекрасный день приходит почтальон и приносит мне вызов в Израиль. И я подумал... не помню, два дня или день... и решил подавать в ОВИР. Сначала мне отказали, я пошел на следующий день - и у меня все приняли. И где-то через три месяца я уехал. Все так скоропостижно случилось, что я не успел задуматься... В Тель-Авив меня, конечно, не пустили, потому что я не еврей. Я оказался в Риме...
КВ: Как и многие в те годы...
АГ: А потом в Нью-Йорке.
КВ: И как осуществилось вхождение в нью-йоркскую среду?
АГ: Я стал ходить - туда, сюда... Встретил много тех, кто был в Москве, из оркестра Тэда Джонса - Мэла Льюиса, кого-то еще, кому-то позвонил, пришел в тот клуб, другой клуб..аже стал работать на второй месяц...
КВ: Сколько продолжался этот период врастания?
АГ: Где-то год, даже меньше... Но это было тяжелое время. Где-то на второй месяц я подумал: куда же я попал?..
КВ: Что вызвало такую острую реакцию?
АГ: Сама атмосфера, образ жизни. Все-таки все чужое... Я жил в одном доме в Гринвич-Вилледж, там туалет был на дворе... то есть не на дворе, конечно - на лестничной площадке. Меня это очень поразило, я думал - в Америке такого не должно быть. Ванна стояла в кухне...
КВ: Чем вы вообще там на жизнь зарабатывали?
АГ: Старался музыкой. Не всегда получалось... Преподавал. В Нью-Джерси, в Джерси-Сити была такая... даже не музыкальная школа, а что-то вроде Дома культуры... я там преподавал музыку детям, взрослым... где-то с полгода. Вообще я больше зарабатывал композицией, аранжировками... писал музыку для кино, для театра. Например, записывал музыку для документального... у нас это называлось - научно-популярного... фильма про использование солнечной энергии. Там у меня играл Джон Скофилд на гитаре. В конце 70-х, в 80-е легко было взять на запись хороших музыкантов. Так что я даже стал себя считать больше композитором, чем музыкантом.
КВ: Потом вы много жили в Европе, в частности в Париже.
АГ: Да. Я стоял на вокзале в Гамбурге и увидел поезд на Париж. Американцу - у меня американский паспорт - виза не нужна, я подумал: а почему мне не поехать в Париж? Поехал... и в результате провел там года три. Там я много играл с разными этническими музыкантами: бразильскими, африканскими. Только там погода очень плохая..."