На главную

"Видеообзор с Натальей Барабаш" 1995

(Four Weddings and a Funeral, Forrest Gump)


                                 

Добрый день, почтеннейшая публика!
С вами опять Наталья Барабаш, на этот раз с другими, но тоже хорошими фильмами.

Только вот определить жанр обеих картин трудно, потому что в них намешано всего понемножку, и тем не менее, чтобы не вводить вас в заблуждение, скажу, что оба фильма наверно ближе к трагикомедии. По-моему, это самый объемный жанр, так как он заставляет зрителя испытывать всю гамму чувств и переживаний всего за 1,5 часа.

И чтобы не бросать слов на ветер, скажу, что первый фильм называется «Четыре свадьбы и одни похороны» режиссера Майка Ньюэлла.

Это чисто английская картина с чисто английским юмором и чисто английскими актерами – Энди Макдауэлл, известная по фильмам «Секс, ложь и видео» и Хью Грант, который стал всеобщим любимцем как раз после фильма «Четыре свадьбы и одни похороны», и тем не менее, он снимался и до этого, даже у Романа Полянского в фильме «Горькая луна».

Сказать, что фильм потрясающий трудно, судите сами – всю дорогу компания 4-х убежденных холостяков руг за другом женятся, а парень, которого играет Хью Грант, встречает женщину своей мечты, но никак не решается сделать ей предложение. А пока он собирается это сделать, она уже успевает выйти замуж и развестись.
И только стоя перед алтарем с другой женщиной герой Гранта понимает, что любит только Кэрри (Энди Макдауэлл) и бросает свою невесту прямо во время венчания. Ну и сами понимаете. что происходит дальше.

Вроде бы банально, но все это так красиво, трава у них в Англии какая-то особенно зеленая, дамы носят умопомрачительные шляпы, а мужчины потрясающе элегантны и остроумны. И вообще, не жизнь, а сказка. А сказка, это ведь всегда прекрасно.

Только вот одна незадача. Во время одной из свадеб умирает один из 4 друзей-холостяков – самый веселый и добрый. Но почему-то замечают это только его близкие друзья, а остальные продолжают бурно веселиться.

И именно в этот момент как-то уж очень запоминается. И в той же церкви, где все дружно вступают в брак, его близкие друзья произносят самые теплые слова и цитируют Водсворта.

Так ведь и в жизни все так: кто-то рождается, кто-то умирает – закон такой.
А в принципе посмотрите сами, может, вы заметите в фильме еще что-нибудь любопытное.

Фильм, конечно, прост, но не примитивен. Тем более, что фильма «Четыре свадьбы и одни похороны» получил «Оскара» за «лучший зарубежный сценарий». А это ведь тоже о чем-то говорит. Ведь согласитесь, не так много сейчас красивых, элегантных и к тому же английских фильмов.

 


* * *


А теперь угадайте, что связывает фильм «Четыре свадьбы и одни похороны» с фильмом «Форрест Гамп»?

Правильно, премия «Оскар». Только в случае с «Форрестом Гампом» все сложнее. Этот фильм получил целых 6 статуэток с фигурой «Оскара» в номинациях: «лучший фильм», «лучший режиссер» -
Роберт Земекис (до этого снявший «Назад в будущее» и «Роман с камнем»). Естественно, «лучший актер» - Том Хэнкс, который уже был лучшим в прошлом году, сыграв в фильме «Филадельфия».

Но это только 3 «Оскара». А еще теми же фигурками были отмечены работа сценариста Эрика Рота, продюсеров и людей, которые занимались монтажом и спецэффектами.

Знаете, что такое «Форрест Гамп»? Это фильм-эпопея, вроде «Войны и мира», тоже о жизни, смерти, любви, жестокости и подобных глупостях, над которыми бьются все кому не лень.

Только вот главный герой – не философ и не политический деятель, а всего-навсего умственно отсталый парень с коэффициентом интеллекта всего в 75 единиц, а этого не хватает даже для того, чтобы поступить в среднюю школу.

Но он американец, и ему с детства внушали, что дурак дураку рознь, и у него точно такие же возможности, как и у всех остальных. И с этим убеждением Форрест Гамп идет по жизни. Сначала медленно на своих больных ногах с помощью протезов, а потом он ломает их и бежит, просто и легко. Его ноги – это его спасение от жизни, от злобы и ненависти окружающего мира. Его девиз с детства: «Беги, Форрест, беги».

Каждый этап жизни Форреста Гампа непосредственно связан с различными периодами американской истории.

Форрест все время оказывается в самом центре событий и даже в какой-то степени влияет на них. Он прошел через войну во Вьетнаме, получил награды из рук Никсона и Кеннеди, лично пообщался с Джоном Ленноном на одном из телевизионных шоу (причем эффект достоверности просто потрясающий). Но он не воспринимает их как выдающихся личностей, а просто не понимает, кому понадобилось убить двух последних, ведь они такие милые люди.

70-е годы, эпоха хиппи (кстати, эта часть фильма «оттенена» музыкой The Doors), тоже пересекает жизнь Форреста Гампа, но и эти события никак не отразились на его внутреннем мире, который отгорожен от всего, что происходит вокруг.


Форрест как бы вбирает в себя каждый из этих этапов истории Америки, и при этом идет своей, только ему известной дорогой, никому не мешая, и в тоже время никому не давая сбить себя с этого пути.

Он вообще воспринимает жизнь каким-то своим особенным способом, и даже смерть для него – это всего лишь часть жизни, к которой надо привыкнуть. Наверно, поэтому он не особенно задумывается о будущем, а просто плывет по течению. И будущее само идет навстречу Форресту Гампу, делая его впоследствии национальным героем Америки.

Неужели американцы так тупы и ограниченны, что готовы снять шляпы перед идиотом? Ответ прост. Душа Форреста Гампа открыта для всех, и это оказывается гораздо важнее, чем его интеллектуальные данные.

Этот человек открыт и понятен всем вместе и каждому в отдельности, ему нечего скрывать и, что самое важное, от него можно не ждать подлости и предательства.

Как оказалось, недостаток интеллекта может сыграть и положительную роль, в ограниченном пространстве просто нет места злобе и ненависти.
Поэтому-то Форрест Гамп и становится гордостью нации (ведь высокий интеллектуальный уровень отнюдь не гарантия доброты и искренности человека).

Форрест никому ничего не пытается доказать, а просто следует своему принципу: «Беги, Форрест, беги» и бежит мимо всех событий своей жизни и жизни Америки, оставаясь просто наблюдателем. Он смотрит на жизнь со стороны и делает какие-то важные для себя выводы.

И что парадоксально, герой Тома Хэнкса по прошествии многих лет уже мыслит на вполне философском уровне и открывает для себя истину, что человеческая судьба предопределена и в то же время похожа на перышко, зависящее от воли ветра. Но главное при этом все-таки оставаться человеком и не причинять зло другим.

Странно, почему же люди с достаточным количеством интеллекта иногда в течение всей жизни не могут этого понять? Неужели чтобы прийти к столь простому выводу нужно обязательно родиться идиотом? Впрочем, как показал фильм Роберта Земекиса, идиот – это понятие относительное.

© Наталья Барабаш, 1995
© Радио «Ракурс» (792 KHz, CВ), 1995.