На главную

"Видеообзор с Натальей Барабаш" 1995

(Nell, Legends of the Fall)


                                

Добрый вам день, почтеннейшая публика!

Наталья Барабаш снова с вами, чтобы рассказать о двух, на мой взгляд, очень интересных и глубоких фильмах, в которых, что ни имя актера, то живая легенда. Так уж случилось.

И первая картина, на которую я попытаюсь обратить ваше внимание это «Нелл» режиссера Майкла Эптида.

Сразу о людях, которые здесь снимались. Во-первых, это Джоди Фостер, которая всем хорошо известна (напомню только «Молчание ягнят» и «Маверик»). Эта актриса везде такая разная, но ее игра всегда заставляет обратить на себя внимание.

В этой картине она играет она играет роль девушки по имени Нелл, которую всю свою жизнь провела вдали от цивилизации, а в детстве у нее была сестра Мэй, которая умерла в 10 лет и мать, которая потом тоже последовала к праотцам. И Нелл осталась совсем одна на свете.

Ее представления о мире остались на уровне 10-летнего ребенка, но жизнь в лесу сделала ее частью природы и наделила ее этой самой природной мудростью.
Кстати, здесь просто потрясающие натурные съемки, это очень важно для восприятия событий, так как вместе с настроениями героев картины меняется и сама природа. В зависимости от освещения и времени суток лес, горы и река, на фоне которых развивается действие картины, становятся совсем другого цвета и меняют свой характер.

Нелл – это уникальное создание, которое периодически хотят грубо втолкнуть в так называемый цивилизованный мир, который считает ее ненормальной, так как у нее свой мир и свое мироощущение.

Но два хороших человека, врача-психиатра, которых играют Лайэм Нисон (сыгравший в «Отходной молитве» и главную роль в «Списке Шиндлера») и Наташа Ричардсон (дочка легендарной Ванессы Редгрейв). Так вот, эти два человека пытаются доказать всем, что Нелл – вполне нормальная, только у нее свой собственный мир, своя система знаков и свой язык.

Эти два врача, наблюдая за своей пациенткой, с ее же помощью начинают видеть все вокруг в другом свете. И сами становятся частью того мира, в котором живет Нелл, а она называет Джейка (Нисона) своим ангелом-хранителем. И он действительно охраняет ее от грубого вмешательства людей цивилизации: от репортеров, стремящихся сделать деньги на сенсации, от врачей, спешащих упрятать ее в дом сумасшедших.

Героиня Джоди Фостер, несмотря на то, что она непонятна никому, кроме этих двух людей, странно гармоничное существо, и если она что и не понимает, то это ей и не надо, потому что она умеет чувствовать и смотреть людям в глаза.
Не случайно, одна из самых сильных сцен в ильме – это ее речь на суде, где на своем полу-английском – полу-собственном языке она говорит судье и все в зале: «Вы все такие умные, но почему вы не смотрите друг другу в глаза?».

Вообще, играет Фостер просто потрясающе. У нее свои слова и свои жесты, и такое выражение глаз, которое иногда говорит лучше любых слов.
Думаю, что найдется не так много актеров, которые смогли бы передать всю гамму чувств практически только глазами и жестами. Это язык детей, а дети взрослеют и забывают о том, какими они были в детстве.

«Нелл» - фильм о доброте, которую люди забыли, став взрослыми, и от оторванности от мира природы, в котором есть покой и гармония, чего так не хватает цивилизованным людям.

 


* * *


Следующий фильм тоже о противостоянии цивилизации и природы, но это противостояние куда более жесткое и кровавое, а главное непонятно – какое же из этих двух состояний все-таки лучше.

Я говорю о фильме «Легенды осени» режиссера Эдварда Цвика.


Природа здесь не менее жестока, чем цивилизация. Не знаю почему в Америке стала так актуальна тема борьбы за выживание, однако фильмы на эту тему получаются очень впечатляющими. Ну, по крайней мере, достаточно интересными и уж точно не глупыми.

Тем более, что и актерский состав тут тоже не подкачал. В главных ролях здесь снялись сэр Энтони Хопкинс (он же играл в «Молчании ягнят») и Брэд Питт (новая яркая звезда, вспомните хотя бы нашумевшее «Интервью с вампиром»). Отличный актер, по-моему, который, помимо всего прочего, очень естественно умеет плакать на экране, что демонстрирует довольно часто по ходу фильма).

«Легенды осени» - это сага о полковнике, герое гражданской войны, и трех его сыновьях. Ну, и конечно самый любимый из них – дикий, воспитанный индейцем Тристан (Бред Питт). Он живет по своим законам и всегда на грани этого мира и мира потустороннего. В нем, как говорил его учитель, течет кровь медведя гризли.

Вся его жизнь - это борьба за выживание. Сначала в природе, где тот, кто сильнее всегда побеждает. Но все это пока честная борьба. А еще есть другая сторона жизни – цивилизация и ее законы. Но и тут герой Питта сам по себе, он не принимает этих законов и идет собственным путем. Бог его знает, хорошо это или плохо.

Но, так или иначе, именно такого дикого парня будет всю жизнь любить невеста его младшего брата, погибшего на войне, а впоследствии она же станет женой его старшего брата-конгрессмена. Но эта любовь обернется трагедией ее жизни, так как девушка, в конце концов, пустит себе пулю в лоб.
И доблестного папашу-полковника (в лице Энтони Хопкинса) разобьет паралич, когда его любимый сын бросит все и уедет в Австралию.

У героя Питта нет никаких сдерживающих центров, он вольная птица, противостоящая цивилизации и рамкам приличия. Он всегда на грани, и всегда причина (вольно или невольно) всех бед и несчастий, которые случаются с близкими ему людьми. Ведь они не могут жить по его правилам и не выдерживают той борьбы, которую герой Питта ведет всю свою жизнь.

Он из породы одиноких волков, простите, из породы одиноких медведей гризли, идущих против всех. Это его судьба, его крест. У него собственная мудрость и правда жизни.

Он - кость в горле цивилизованного общества, и поэтому постоянно на мушке. Но проигрывать – это не его стиль, и он живет дольше всех.

И даже своей смертью Тристан еще раз доказывает, что он часть природы и грязные законы цивилизации не распространяются на него. Герой Питта умирает в честном бою со своим природным двойником – медведем гризли. Не знаю почему, но в американских фильмах последнее время не бывает хеппи-энда. Добро и зло размыты и расплывчаты. Или это Брэд Питт такой актер, что все фильмы с его участием оставляют тебя в состоянии легкого недоумения?

В общем, что там греха таить, отличные актеры, замечательные съемки - хороший фильм с большим знаком вопроса в конце. Посмотрите, чтобы составить собственное мнение о том, что же происходит в американском кино последнее время. Но учтите, что нет там никакого оптимизма, радужных надежд, одни только загадки, сложности и проблема выбора.

И на этой поэтической ноте Наталья Барабаш просит позволения откланяться и напомнить, что сегодня речь шла о фильмах «Нелл» режиссера Майкла Эптида и «Легенды осени» Эдварда Цвика.

© Наталья Барабаш, 1995
© Радио «Ракурс» (792 KHz, CВ), 1995.