На главную

"Видеообзор с Натальей Барабаш" 1995

 (When a man loves a woman, Pulp Fiction)


                                       


Добрый день, почтеннейшая публика!

Вас снова приветствует Наталья Барабаш, которая опять приоткроет ту тяжелую дверь, ведущую в мир кино.

На этот раз я попытаюсь рассказать вам о фильмах «Когда мужчина любит женщину» режиссера Луиса Мандоки и еще об одном фильме, под знаком которого прошел весь 1994 год. Я думаю, вы уже догадались, что речь пойдет о Pulp Fiction Квентина Тарантино
– если позволите, я буду называть этот фильм его английским именем, так как все три русских перевода все-таки не передают его точный смысл.

Итак, первый фильм «Когда мужчина любит женщину» режиссера Луиса Мандоки. Судя по названию, на ум сразу приходит вышибающая слезу мелодрама. Но не все так просто. Начнем с того, что в этом фильме снимались два замечательных актера - Энди Гарсиа (у которого было много хороших ролей, одна из самых известных это роль в «Крестном отце-3», где он играл вместе с Аль Пачино) и Мэг Райан (которая играла в «Бессонице в Ситтле»).

Так вот «Когда мужчина любит женщину» - это фильм о том, как одна внешне благополучная американская семья приходит к полной катастрофе потому, что героиня Мэг Райан, которая к тому же и мать двух чудесных дочек, постепенно становится алкоголичкой.
Внешне вроде бы все благополучно, а вот внутренне напряжение фильма все время нарастает. Даже после курса лечения в клинике жизнь героине Мэг Райан остается пустой и бессмысленной, и она скатилась бы в пропасть, если бы рядом с ней не было ее семьи. Ведь каждому человеку важно, чтобы в трудный жизненный момент были рядом люди, которые всегда тебя поддержат.

Вообще-то мелодрама как мелодрама, но если в фильме и есть какая-то внешняя красивость, то внутренне здесь все как-то сложно и неустойчиво. И больше обращаешь внимание не на внешнюю сторону фильма, а куда-то вглубь. Все здесь построено на каких-то долгих и трудных разговорах, спорах и криках души двух героев.

Этот фильм, выворачивающий душу наизнанку, выставляет чужую боль напоказ, но не для того, чтобы назидательным тоном рассказать всем, что так поступать нехорошо, а для того, чтобы научить нас чувствовать не только свою, но и чужую боль. Здесь вряд ли есть скрытый смысл, все предельно понятно – но зато в фильме есть что-то серьезное, что-то, что касается души каждого человека. И это значительно отличает его от массы других фильмов, снятых в том же жанре. Видимо, мелодрама мелодраме рознь. А если короче, то это хорошее умное, а главное доброе кино, из тех, к которому захочется вернуться в тот момент жизни, когда все будет не так, как хотелось бы.


* * *


А теперь приготовьтесь к тому, что мы резко набираем обороты и выруливаем на принципиально новый уровень понимания искусства, кино и жизни. Речь, как вы уже могли догадаться, пойдет о фильме Квентина Тарантино Pulp Fiction.

О нем, конечно, было сказано немало лестных слов и еще будет сказано столько же. И он уже получил свою Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Этот фильм сложен и разрушает все каноны, а вообще Тарантино называют представителем американской «новейшей волны».
Пересказать сюжет невозможно, даже если очень постараться, поэтому я вам передам (вернее попытаюсь передать) свои ощущения от этого произведения.
Фильм похож на глину или какой-то другой мягкий материал, из которого Творец (он же Тарантино) лепит все, что ему хочется. Он как будто играет в режиссера и забавляется всем, что у него получается.

Картина состоит из различных кусков, то бишь новелл, каждая из которых может грубо прерваться и так же внезапно начаться опять.

Вообще Pulp Fiction - это нечто новое в жанре ганстерского кино, в котором в свое время работали и Фрэнсис Форд Коппола, создатель «Крестного отца» и Серджио Леони, который снял «Однажды в Америке».

Все истории про мафию уже были рассказаны с таким блеском, что нужно быть очень смелым и уверенным в себе, чтобы сделать принципиально новый шаг в этом жанре. И Тарантино сделал его.

Отчаянные гангстеры в лице Джона Траволты и Сэмюэла Джексона совсем не выглядят прирожденными убийцами. Так вот, эти с позволения сказать гангстеры больше похожи на местных хулиганов, у которых, кроме внешней бравады и имитации отчаянных поступков, больше и нет ничего. Посудите сами, Джулс (Сэм Джексон) на протяжении всего фильма, после того, как четыре пули, нацеленные в его голову, пролетели мимо, доказывает Винсенту Вега (Джон Траволта), что это божественное провидение и чуть ли не силой заставляет того признать сей факт.

Преступники здесь как бы и не совсем преступники, а больше какие-то куклы, которых дергает за ниточки Квентин Тарантино, заставляя их делать порой совершенно дурацкие и бессмысленные вещи.

Ну, в каком еще фильме вы увидите, что герой, после того, как в него выстрелили в упор, через несколько минут в другой новелле снова жив и здоров? Вообще Тарантино очень нежно относится к главным героям, и не дает им умереть ни при каких обстоятельствах. И боксер Бутч (роль которого сыграл Брюс Уиллис), и героиня Умы Турман выбираются невредимыми из казалось бы безнадежных ситуаций.
Поэтому создается впечатление абсолютной нелогичности фильма, который как будто соткан из разных лоскутков и смонтирован как бог на душу положит. Время и пространство здесь определяет автор.

Но на самом деле Тарантино просто дает каждому из своих героев еще один шанс.
Не случайно фильм начинается кадром, где пара (вроде Бонни и Клайда) собираются ограбить кассу в забегаловке, а заканчивается фильм тем, что это ограбление предотвращают Винсент и Джулс – два бандита, которые торжественно цитируют пророка Иезекииля глава 9, стих 25, возвращая на путь истинный других двух бандитов.

Удалось им вернуться к праведной жизни или нет – знает только Тарантино, но главное не это.
Главное то, что режиссер пытается внедрить в массовое сознание факт, что Pulp Fiction – новый подход к кино. И что странно, это ему удается.

Вообще-то не подумайте, что Pulp Fiction – просто пародия на великие образцы, хотя и это здесь есть. Pulp Fiction – это синтез выдумки, юмора, гротеска и индивидуального стиля Тарантино. Если вы любите что-то неординарное и яркое – это фильм для вас.
А то, что он из кусков, так это потому, что сам Тарантино в свое время работал в видеотеке и всю свою любовь к различным фильмам выразил в чем-то странном под названием Pulp Fiction.
Фильм хорош тем, что каждый может трактовать его по-своему и искать в каждой из новелл свои параллели.
Посмотрите на всякий случай, чтобы иметь представление о представителе «новейшей волны американского кино». Причем, вы даже увидите в фильме самого Тарантино. Что ни говори, а мир должен знать лица своих героев.

А Наталья Барабаш тем временем просит позволения откланяться и напомнить, что на этот раз поводом для разговора были фильмы «Когда мужчина любит женщину» режиссера Луиса Мандоки и Pulp Fiction Квентина Тарантино.

© Наталья Барабаш, 1995
© Радио «Ракурс» (792 KHz, CВ), 1995.