На главную

«Обзор московского радиоэфира»

Сейчас в Москве осуществляют вещание около четырех десятков радиостанций. Свою работу они ведут в диапазонах ДВ (длинные волны), СВ (средние волны), УКВ и FM (отечественный и западный стандарты ультракоротковолнового диапазона), а также по московской трансляционной сети. Диапазон КВ (короткие волны) сейчас вряд ли можно рассматривать как массовый.

Государственные и муниципальные радиостанции.

До конца 80-х годов в Москве, как и во всем СССР, существовали исключительно государственные радиостанции. Во всех используемых тогда диапазонах (ДВ, СВ, УКВ, а также по трансляционной сети) можно было слышать только одно и то же: "1-й канал", "3-й канал", а также "Маяк" и "Юность". В диапазонах УКВ и СВ работала также радиостанция "Орфей", специализировавшаяся на классической музыке.

Перед государственными станциями ставился целый комплекс задач. Во-первых, они были призваны обеспечить население официальной информацией о жизни страны и мира, и эту функцию в первую очередь выполняли "1-й канал" и "Маяк". Далее, радио было орудием государственного пропагандистского аппарата, с помощью которого активно насаждалась советская идеология. Эту цель преследовало большинство общественно-политических радиопрограмм, особенно много которых было на "1-м канале". Радио выполняло культурно-просветительскую роль, и в этой области особенно интересно было вещание "3-го канала", более свободного от идеологического давления, чем "1-й". Наиболее привлекательными были литературные чтения, радиоспектакли, программы об искусстве и т.д. За молодежную политику отвечало радио "Юность", помимо собственного вещания имевшее часы на всех других станциях. Именно "Юность" в период перестройки стала наиболее интересной радиостанцией и совершила определенную революцию, выпустив часть программ в прямой эфир, в то время как до этого на всех станциях вещание шло только в записи. Первый и третий каналы также выпускали образовательные программы и программы для детей и юношества, которые были одними из самых удачных в их эфире. Музыкальные и развлекательные программы шли на всех каналах, но отдельно стоит выделить музыкальное вещание "Маяка", которое можно считать прототипом современного коммерческого музыкального формата. Двадцати пяти минутные музыкальные блоки перемежались выпусками новостей, самых оперативных в радио- и телеэфире.

Таким образом, в советское время государственное радио стремилось отвечать всем запросам аудитории и во многих областях вещания (детские программы, радиоспектакли) до сих пор осталось непревзойденным.

С момента распада СССР произошли заметные изменения и в государственном радиоэфире. "3-й канал" со временем трансформировался в "Радио России", автоматически получившее приоритеты во всех направлениях и, в частности, вещающее теперь на первом канале трансляционной сети, а также на ДВ, СВ и УКВ. "1-й канал" превратился в "Радио 1", которое затем в 1997 году указом Президента было лишено государственного финансирования. "Юность" окончательно стала самостоятельно оформленной станцией и занимает частоты на ДВ, СВ и УКВ.

С появлением негосударственных станций произошло естественное перераспределение аудитории столичного региона. Молодежь и большая часть людей среднего возраста отдали предпочтение станциям FM диапазона, а традиционно более разговорные программы "Радио России", "Радио 1" и "Юности" остались интересны в первую очередь для наиболее взрослой части аудитории, пожилых и стариков. При этом "Радио России" в Москве является по-прежнему наиболее слушаемой радиостанцией за счет того, что вещает также и по трансляционной сети. "Маяк" имеет вторую по величине аудиторию. Рейтинги "Юности" и, особенно, "Радио 1" значительно ниже и приблизительно соответствуют рейтингам "средних" FM-станций. Стоит отметить, что все больший объем в работе государственных станций занимают программы, выходящие в прямом эфире.

С сентября 1997-го на третьем канале московской трансляционной сети работает муниципальный канал "Говорит Москва", продолжающий традиции государственных станций. Этот канал является дочерней структурой информационного агентства "Пульс", которое в марте текущего года приобрело "М-радио" в диапазоне УКВ и планирует открытие еще двух радиостанций - информационной и спортивной.

Ни одна из государственных станций не имеет собственного музыкального формата, они всеядны и, к сожалению, именно в их эфире можно услышать самую безвкусную и низкопробную эстрадную музыку. Это отпугивает многих слушателей, в первую очередь молодых, которые, возможно, были бы заинтересованы действительно интересными тематическими программами. Причиной такой ситуации является предпенсионный возраст музыкальных сотрудников этих станций и их активное нежелание следовать складывающейся в России музыкальной ситуации.

Радиостанции УКВ и FM диапазонов.

Вещание в диапазонах ультракоротких волн стало активно развиваться на рубеже 80-х и 90-х годов. Первым стал заполняться диапазон УКВ, во многом потому, что отечественная аудиотехника, доступная в то время, была, как правило, рассчитана именно на его прием. Общей тенденцией было то, что частоты на УКВ получали станции, уже вещавшие в диапазоне СВ ("Европа +", "Эхо Москвы", "Авторадио"). Диапазон FM стал развиваться с некоторой задержкой, зато быстро стал наиболее слушаемым по мере того, как российский рынок насыщался западной аудиотехникой. Сейчас наиболее успешные станции ("Русское радио", "Максимум", "Авторадио" и т.д.) обладают частотами в обоих диапазонах.

Первые коммерческие УКВ и FM станции являлись совместными предприятиями, в которых участвовали как российские, так и западные партнеры. Так "Максимум" был создан как российско-американская станция, причем московскому слушателю был навязан типично американский формат вещания, поначалу несколько отпугнувший слушателей своей агрессивностью и ставкой на ротацию хитов. Затем, однако, вследствие некоторой переориентации эфира на российскую музыку и продуманной рекламной кампании, "Максимум" вошел в тройку лидеров FM диапазона, где уверенно держит свои позиции. Было создано сразу несколько российско-французских радиостанций: "Европа +", "Ностальжи", "М-радио". Из них абсолютным лидером стала "Европа +", сумевшая профессионально и качественно удовлетворить вкусы массовой аудитории. Это лидерство определилось еще в 90-91 годах, когда ее вещание шло в диапазоне СВ и до сих пор не вызывает сомнений. Помимо вещания в Москве, "Европа +" имеет самую развитую сеть вещания в регионах, что в несколько раз увеличивает ее аудиторию. Как международный спутниковый проект начинала свое вещание радиостанция "Рокс", первоначально дававшая в эфир только западную музыку. Однако формат станции оказался неудачен и негибок и сейчас, после многократных смен учредителей, "Рокс" имеет одну из наименьших в FM диапазоне аудиторий.

В настоящее время в УКВ и FM диапазонах вещают следующие станции:

"Авторадио". 90.3 FM, 68 УКВ. Радиостанция находится на очередном витке развития - идет активная рекламная кампания, произошла смена программного директора и некоторое обновления эфира. Общая концепция, тем не менее, остается прежней - радио для тех, кто за рулем. Соотношение музыкальной и текстовой информации - приблизительно 1:1. Музыкальные приоритеты - поп музыка, хиты последних лет. Отдельно стоит выделить вечерний радиоканал "Второе дыхание", специализирующийся на музыке 60-80-х годов. Ночной эфир сдается в аренду радиостанции "Свобода".

"Эхо Москвы" 91.0 FM, 73.82 УКВ. Начинала как средневолновая станция, но с 1998 года прекратила вещание в этом диапазоне. Станция ориентируется на аудиторию среднего возраста и является в первую очередь информационно-аналитической. Сейчас "Эхо Москвы" входит в состав холдинга, возглавляемого финансовой группой "Мост" наряду с газетой "Сегодня" и телекомпанией НТВ. Несколько лет назад была культовой радиостанцией московской интеллигенции (достаточно вспомнить ее позицию в ходе событий октября 1993-го), однако в момента вступления в холдинг, резко изменила стиль подачи информации и потеряла часть старой аудитории. При "Эхо Москвы" существует информационное агентство, услугами которого пользуются многие СМИ. Музыкальное вещание ведется в ночном эфире и построено на авторских программах.

"Серебряный дождь" 100.1 FM. Станция начала вещание летом 1995-го года и сразу начала агрессивную рекламную кампанию. Первоначально ее формат был определен как "Хиты нон-стоп", причем эти хиты, соседствовавшие в эфире, могли относиться к противоположным областям музыки. Так и не определив своих четких музыкальных пристрастий, "Серебряный дождь" не выполнил поставленной задачи - в течение года войти в тройку самых популярных FM-станций - и в результате после нескольких смен эфирной команды остановился на концепции "радио без ди-джеев" и пускает получасовые музыкальные блоки неопределенного формата вперемешку с информационными выпусками и немногочисленными программами. Не оправдала себя и ставка на вещание в сети Internet, которое не прибавило "Дождю" аудитории.

"Радио России Ностальжи" 100.5 FM. Одна из старейших УКВ/FM станций. Ее общий музыкальный формат предполагает, как следует из названия, эстрадную ретро-музыку, как правило, западную. Созданная при участи французской стороны, она до сих пор большое внимание уделяет музыке Франции. Аудитория станции относительно невелика, но устойчива, так она действительно узнаваема и имеет свое лицо с точки зрения эфирного имиджа.

"Радио 101" 101.1 FM. Декларирует себя как "независимую коммерческую" радиостанцию. Является в первую очередь музыкальной станцией, формат которой предполагает живую поп-рок музыку с минимальным конферансом ди-джея. В эфире распределено некоторое количество программ - гостевых, информационных, коммерческих, как правило не носящих выраженного авторского характера. Аудитория относительно лидеров эфира невелика, но отзывчива и устойчива, в первую очередь благодаря следованию определенной музыкальной политики, несколько пересекающейся с политикой, проводившейся "РаКурсом" и SNC. "101" старается сохранить имидж "радио с человеческим лицом", при этом оставаясь коммерческой станцией, что не всегда выглядит естественно. Сеть вещания охватывает около десятка российских городов.

"НСН" 101.7 FM. Радио принадлежит издательскому дому "Коммерсант", до лета 1997-го года называлось "Престиж" и являлось сугубо джазовой радиостанцией. В соответствии с изменившейся концепцией вещания "Престиж" должен был стать аналогом американского канала CNN. Новое название расшифровывается как "Национальная Служба Новостей" и должно было бы обязывать радиостанцию лидировать в информационном вещании, однако новостные блоки как были, так и остались однообразными, ничем не отличаясь в лучшую сторону от новостей других станций, отсутствуют эксклюзивные материалы и репортажи, и поэтому "НСН" интересна только любителям джаза, так как музыкальный формат, несмотря на смену названия, остался практически без изменений.

"Классика" 102.1 FM. Дочерний проект "Русского радио", исключительно музыкальная станция, транслирующая западные поп-рок хиты не первой свежести. Подбор музыкальных произведений отличается хорошим вкусом программного директора, поэтому проект первоначально вызвал энтузиазм в среде немолодой аудитории, но слушать "Классику" долго оказалось утомительно, так как изо дня в день в эфире ротируются одни и те же песни, а комментарии ведущих не отличаются свежестью. Авторские программы отсутствуют за исключением передачи Севы Новгородцева, которая записывается им в Лондоне и также не представляет из себя ничего оригинального.

"Открытое радио" 102.5 FM, 918 СВ. Также как и большинство других коммерческих радиостанций представляет из себя бесконечную вереницу западных и отечественных поп-хитов вперемешку с различными новостями. Претензия "Открытого радио" на информационную достоверность не выдерживает никакой критики, так как собственной информацией оно не располагает.

"Рокс" 103.0 FM. Радио создавалось совместно с норвежской стороной как спутниковое радио, вещавшее сразу на несколько городов. Типичный пример радиостанции, которой не удается выстроить свой формат так, чтобы он был интересен для массового слушателя. "Рокс" в начале 90-х был одной из первых радиостанций диапазона и привлекал аудиторию модной и свежей западной музыкой, что было в диковинку. Однако затем, по мере заполнения диапазона, станция не сумела найти "козырной" ход и оказалась в глубоком кризисе. Летом 1997 года радио на несколько месяцев ушло из эфира, за чем последовала смена учредителей. Сейчас "Рокс" ориентируется на легкие роковые и джазовые произведения, перемежаемые выпусками новостей, и не имеет устойчивой аудитории.

"Максимум" 66.8 УКВ, 103.7 FM. Пожалуй, единственная радиостанция в московском эфире, чей формат выражен четко и не меняется со временем. "Максимум" - российско-американская радиостанция, и вещание строит по-американски: агрессивно, динамично, с упором на хиты и жесткую (до 6-8 эфиров в день) ротацию песен. В первую очередь звучат свежие, модные западные поп-исполнители, причем велик процент танцевальной музыки. Такой формат привлекает молодежь и напротив, отталкивает более взрослую аудиторию.

С появлением в эфире "Русского радио" несколько изменился и эфир "Максимума" - стало заметно больше русскоязычной музыки, причем, в отличие от других станций, программный директор Михаил Козырев активно ищет новые музыкальные проекты, укладывающиеся в формат радио, и раскручивает их на своих волнах, формируя тем самым вкусы своей аудитории и предвосхищая события в шоу-бизнесе. Среди таких проектов "Максимума" - "Сплин", "Грин Грей", "Мумий тролль" и т.д. "Максимум" первым стал проводить масштабные концертные акции под своей эгидой - "Максидром", "Звездная серия". В этих акциях участвуют как российские "звезды", так и молодые исполнители, поддерживаемые станцией.

Устойчиво занимает третье место по объему аудитории среди FM-станций.

"Надежда" 104.2 FM, 1071 СВ. Радио для женщин, во многом повторяющее государственные радиостанции, так как большинство его сотрудников перекочевало с "Радио 1", "Радио России" и "Юности". Транслирует "консервативную" музыку.

"Радио 7 на семи холмах" 73.4 УКВ, 104.7 FM. Прогрессирует с точки зрения объема аудитории, придерживаясь беспринципной позиции "что популярно - то у нас в эфире". В этом смысле достаточно гибкое радио. Естественно, только хиты, причем не только поп-роково-эстрадные, но и хиты классической музыки.

"РДВ". 105.2 FM. Типичная станция, работающая в режиме "хиты-информация". Первоначально называлось "Деловая волна", но и тогда в эфире ничем не выделялось.

"Русское радио" 69.26 УКВ, 105.7 FM. Работая с 1995-го года, достаточно быстро стало сверхпопулярным без особого рекламного прессинга, так как сумело удовлетворить потребность слушателей в русскоязычной музыке. Руководство станции не скрывает, что секрет успеха - в преднамеренной ориентации на массовую культуру и массового слушателя. Основу музыкального эфира составляют "попсовые" произведения, многих из которых ради чистоты формата избегают многие другие станции. Однако точного стилевого направления в музыкальной политике "Русского радио" нет, поскольку когда та или иная группа независимо от характера исполняемой музыки становится достаточно известной, она немедленно появляется в эфире.

Общий стиль вещания - фамильярный, несколько пошлый, то есть такой, который нравится слушателям, не отягощенным интеллектом, которые составляют заметную часть населения. Здесь показателен Николай Фоменко, являющийся лицом "Русского радио" и ведущим нескольких популярных программ.

В любом случае, "Русское радио" оказало заметное влияние на радиоэфир, заставив другие станции уделять большее внимание российской музыке.

"Европа +" 106.2 FM, 69.6 УКВ. Один из лидеров FM-диапазона и одна из старейших станций. Безусловно, коммерчески успешна. Обладает самой обширной сетью регионального вещания, и поэтому представляет интерес не только как московское явление, но и как общероссийский вещатель. До некоторого времени отрыв "Европы" по объему аудитории от других станций был настолько велик, что вопрос о первенстве в московском эфире не стоял. Сейчас, с развитием диапазона, "Европа" сохраняет лидерство, однако оно не столь очевидно. Ориентиры в формате - популярная музыка последних десятилетий, включая и рок-н-ролльные композиции. Музыкальный ряд выстроен на основе плэйлиста и активной ротации. Отдельно стоит нашумевшее "ночное эротическое шоу" Жени Шаден. Недавно на станции произошла смена состава ведущих, направленная на обновление эфира, однако новых раскручиваемых имен типа Ксении Стриж пока не появилось.

"Станция 106.8" 106.8FM. "Станция" заняла в эфире место "Панорамы", и это был первый пример перекупки радиостанции. До некоторых пор у "Станция" был наиболее ясный музыкальный формат - электронная танцевальная музыка. На "Станции" работают DJ's в прямом смысле - прямо в эфире сводят пластинки. Аудитория у станции такого формата изначально не могла быть обширной - слишком уж специфичен музыкальный материал и его подача, а попытки стать культовой станцией в среде модной молодежи в результате успехом не увенчались, хотя предпосылки к тому были. Минусом "Станции" является очень неумелая работа с речью ди-джеев.

Сейчас происходит смена формата в сторону более традиционного информационно-музыкального вещания, причем привлекаются сотрудники, работавшие ранее на "Деловой волне".

"Хит FM" - 107.4 FM. Станция возникла в результате покупки неудавшегося радио "Арт" компанией Бориса Зосимова "BIZ enterprizise". Станция рассчитывает на массового слушателя и является типично "попсовой". Как следует из названия, формат вещания составляют хиты, зачастую не первой свежести.

"Милицейская Волна" 107.8 FM. Парадоксальная радиостанция, не имеющая определенного формата и мечущаяся в его поисках. Наименее слушаемая станция не только за счет неопределенности эфира, но и благодаря маломощному и неудачно расположенному передатчику, увеличение мощности которого невозможно по техническим причинам.

"Юность" 68.8 УКВ, 1961 ДВ. Станция занимает некое промежуточное положение между коммерческими и государственными станциями. Несмотря на название, ее трудно назвать молодежной в первую очередь потому, что работают на ней люди в возрасте, которым трудно адекватно названию заполнять эфир. Благодаря вещанию на длинных волнах имеет обширную аудиторию по России. С точки зрения музыки формат неопределен и отличается заметным отсутствием вкуса. В то же время, "Юность" оказалась школой для многих действительно интересных ведущих и авторов программ, работающих сейчас на других станциях.

"М-радио" 71.3 УКВ. Некогда одна из самых заметных станций теперь переживает не лучшие времена. Это связано и с упавшей популярностью всего диапазона, и с тем, что станция сейчас не имеет четко определенного формата. Сохранив ориентацию на молодежь и современную модную музыку "М-радио" проигрывает "Максимуму" в профессионализме и подаче материала. Велика текучка кадров в связи с очень низкой заработной платой ди-джея. Сейчас "М-радио" оказалось купленным концерном "Радиоэфир", в который входит канал "Говорит Москва".

"Орфей" 72.14 УКВ. В эфире "Орфея" звучит исключительно классическая музыка. Как правило отсутствуют комментарии, любые новости, в том числе музыкальные, и другая информация.

"Ретро" 72.92 УКВ. Как и следует из названия, музыкальный формат предполагает исключительно ретро-музыку, под которой понимаются произведения десятилетней и большей давности. Соответственной является и аудитория - люди среднего и старшего возраста.

Средневолновые радиостанции - "Радонеж" (612 АМ), "Немецкая волна" (693 АМ), "Радио Подмосковья" (846 АМ), "Кришна-Лока" (963 АМ), "Резонанс" (1044 АМ), "РИА-радио" (1071 АМ), "Свобода" (1098 АМ), "Армянское радио", "Народное радио" (обе - 1033 АМ), "Би-би-си" (1260 АМ), "Камертон" (1422 АМ), "RFI" (1440 АМ), "Центр" (1485 АМ").

Большинство этих станций имеют очень немногочисленную аудиторию во-первых из-за узкой направленности вещания ("Кришна-Лока", "Народное Радио" и т.д.), а во-вторых из-за того, что весь диапазон оказался непопулярным, не выдержав конкуренции с качественным стерео вещанием УКВ-FM станций. Несколько особняком стоят западные "голоса", получившие теперь официальную возможность работать в Москве. Их аудитория традиционно устойчива и несколько больше, чем у других средневолновых станций.

С прекращением работы "Ракурса" в диапазоне не осталось станций, которые можно было бы назвать музыкальными. Преобладает информационно-аналитическое вещание, рассчитанное на внимательного слушателя. Можно предположить, что в существующем виде ни одна из средневолновых станций не имела бы успеха на FM. Причина тому в низком темпе вещания, "застойности" многих станций с точки зрения подачи материала, в несоответствующем техническом обеспечении.

 

Подводя итог, можно сделать вывод, что сейчас в московском радиоэфире сложилась ситуация, при которой подавляющее коммерческих FM-станций, имеющих достаточно большую аудиторию, ориентируется на одну и ту же группу слушателей - деловых людей, бизнесменов, высокооплачиваемых работников, так как именно в таком виде эти станции представляют интерес для рекламодателей. Их вещание организовано достаточно просто и однотипно - музыка, перемежающаяся информацией. В их музыкальном формате делается акцент на отечественную и западную популярную музыку, причем на одни и те же хиты, что, безусловно, делает эти радиостанции во многом похожими друг на друга. Кроме того, режим "hot rotation", при котором один и тот же хит звучит много раз в день, является весьма изматывающим.

Выпуски новостей на различных станциях как правило мало отличаются друг от друга, так составляются на основе одних и тех же сообщений информационных агентств, и очень немногие станции обладают эксклюзивной и корреспондентской информацией.

При такой ситуации популярность той или иной станции во многом зависит от рекламной кампании, проводимой ею, так как в эфире они принципиально почти не отличаются друг от друга. Можно, впрочем, выделить станции, вещание которых организовано наиболее профессионально - "Максимум", "Европа +", "Русское радио", "Радио семь на семи холмах", которые по сути и являются лидерами диапазона. Радиостанции с более четко выраженным форматом - "Ностальжи", "НСН" обладают меньшей, хотя и более устойчивой аудиторией.

При значительном количестве станций в московском эфире тем не менее нельзя сказать, что они охватывают всю потенциальную аудиторию. В соответствии с социологическими опросами значительный процент населения не слушает радиостанции вообще, так как не находит в эфире ничего на свой вкус. Это в первую очередь интеллигентные, образованные люди, которым существующий стандартный формат "хиты-новости" неинтересен, так как на деле они не находят в нем для себя ни эксклюзивной информации, ни любимой музыки, а рекламный прессинг и неестественная манера ведения эфира раздражают. Далее, хотя молодежь, являясь аудиторий восприимчивой и отзывчивой, фактически полностью распределилась между существующими станциями, нельзя сказать, что какая-нибудь из них, за исключением, пожалуй, "Максимума" является по-настоящему молодежной. В этой области эфир также можно считать пока не насыщенным.