В США
конкуренция трех общенациональных телеканалов привела к тому, что они в одно и
то же время показывают одинаковые передачи: спорт, новости, детективы. Т.е.
выбор вроде бы есть, но уж если мыльная опера, так по всем каналам сразу.
Правда это или нет — американцам виднее, а в московском
радиоэфире ситуация именно такова. Если вычесть
общественно-политические "Эхо Москвы", "Радио России",
"Радио 1" и "Орфей" с его классической музыкой, то
невозможно сразу догадаться, какую станцию слушаешь.
В
принадлежащем другой эпохе 1990 году были только две музыкальные
негосударственные радиостаниции: SNC (Эс-Эн-Си) и "Европа плюс". Первая давала рок,
вторая — поп-музыку. Они, тогда средневолновые, находились в эфире рядом, но
спутать их было невозможно. С тех пор появились новые станции, причем каждая
при рождении претендовала на свое лицо: "РОКС" (103 МГц) — самый
свежий рок; "101" (101,2 МГц и 1233 кГц) — рок всех времен; "Максимум"
(103,7 МГц) — свежайшие поп-хиты; уже упомянутая "Европа" (69,8 и
106,2 МГц) — лучшая поп-музыка "последних 30 лет". Но зачатки
собственной индивидуальности у каждой из них к нынешнему моменту так и остались
зачатками, если не атрофировались вовсе. Всюду одно — коммерческие хиты плюс
чуток ностальгии ("ABBA", Крис де Бург, и т.д.), плюс пара процентов индивидуальности по
вкусу диск-жокея (теперь говорят "ди-джея") или музыкального
редактора. Чаще всего это разбавлено торопливым конферансом, произносимым
подростковыми голосами, излагающими соответствующие жизненные мудрости и
философию.
"Деловая
волна" (105,2 МГц), "Открытое радио" (102,5 МГц и 918 кГц),
особых претензий никогда не заявлявшие, просто присоединились к общей струе. Ди-джейский дебилизм,
между прочим, еще год назад был слабо представим на большинстве этих станций,
являясь визитной карточкой "М-радио" (71,3 МГц), прозванного в своей
среде "пэтэушным". Но немало минуло с тех
пор опросов общественного мнения, исследований слушательских
аудиторий, и все они показали, что у "М-радио" слушателей больше
всего. И осознанно или нет, а все потянулись к массам. Простая логика: чем
больше, тем лучше. Общее стремление кристально ясно: вещать для всех. Или по крайней мере для тех, кого больше всех. Значит, и
рекламодателей будет побольше. Хотя никогда
"М-радио" не было лидером по рекламе — дающим на нее деньги понятно,
что подросток не пойдет в казино и не купит ни путевку на Канары,
ни стиральный порошок.
Теперь в эфире звучат голоса-близнецы, объявляющие одни и те же вещи и с
подозрительной настойчивостью призывающие "не предаваться унынию",
слушая "нашу волну и группу "Мумбо-юмбо",
которая споет песенку, которая рассказывает про то, как хорошо иметь хорошее
настроение, которое, конечно, вы все сохраняете". Тому, кто не ощущает себя "как
все", с нынешним радио трудно. Былая задушевность двух пионеров независимого музвещания растаяла.
А хочется, сидя дома, услышать из приемника обращенный не ко всем, а к тебе
конкретно, голос. "Эхом Москвы" тоже не всегда выручишься: за окном
дождь, на душе покой, включишь — а они обсуждают интервью Бурбулиса.
В
общем ряду не стоит "женская независимая радиостаниця
"Надежда" (1044 кГц и 104,2 МГц), но ее программы лучше оценивать
тем, кому они предназначены. Хотя присутствие на этой станции детских программ
само по себе замечательно для коммерческого вещания. А не раз уже упомянутая
SNC была, несмотря на свою общую популярность, скорее образцом
"мужской" радиостанции — по составу ведущих, подходу к жизни, по
философичности юмора. После заполнения высококачественного УКВ (FM) диапазона
коммерческими станциями средние волны потеряли большую часть слушателей. Для
многих из тех, кто помнит SNC, будет новостью, что станция так и не смогла
окончательно умереть после прекращения ее финансирования Стасом Наминым. Перегруппировавшись, как водится, с потерями, она
в марте 94-го возродилась как "Радио Ракурс" (1467 кГц).
Главным
редактором стал самый узнаваемый и неповторимый "голос" прежней
станции — Сергей Галямин. Сохранилось
пристрастие к отечественной рок-музыке, уцелела фирменная передача "Здрасьтенафиг" с ведущими-"квачами", появились "живые" концерты
новых коллективов в радиостудии, и даже в самих музыкальных передачах станция
не столько вещает, сколько общается. Это, безусловно, приятно, но еще не все. У
нынешнего столичного эфира масса долгов перед аудиторией. Десять миллионов
человек — целая страна, причем живущая чрезвычайно бурной, быстро меняющейся
жизнью. Но нет городского репортерства (ни криминального, ни
светского, ни просто повседневного), нет, пардон, "полезных советов"
по поводу будничной жизни, быта, цен и т.п. Станции словно забыли, что
их слушают в отдельно взятом городе. Выпуски новостей по большей части представляют
собой кальку новостей "Эха Москвы" времен всеобщей политической
озабоченности. Да извинят политики, "цирк уехал, а клоуны остались".
Слышать на чисто городской радиостанции сообщение Интерфакса о несостоявшихся
выборах в собрание Тульской области уже и не смешно, и не печально. Неприлично.
Коммерческие радиостанции всего мира локальны, они входят в каждый дом и
автомашину, рассказывая о том, что делается за окном или у следующего
светофора.
"Ракурс"
в этой части вещания пытается отдать долги коллег, налаживая свою репортерскую
службу. Еще одно возвращение долгов: с недавним началом утреннего эфира
появились ежедневные детские передачи и раз в неделю — радиоспектакль,
жанр, казалось, заброшенный даже государственными станциями. Все это, вероятно,
можно было бы наладить быстрее и качественнее, но ничего не бывает бесплатно, а
рекламодатели совершенно справедливо на средние волны денег не тратят —
аудитория не та. Более года в столице не рассматривались заявки на
предоставление УКВ-частот, и когда снова их начнут давать — никто не знает.
Жаль, ибо это автоматически уводит станцию "для тех, кто соображает"
(лозунг "Ракурса") куда-то в дебри радиоволн. Негосударственному
радиоэфиру пора умнеть, пора заговорить со своим
слушателем не просто на родном языке, а на языке отечественной культуры.
(скан из архивов С.Н.Галямина)
Андрей ПАВЛОВ. ("Сегодня", 24 ноября 1994 года)