...и вдруг стало уютнее. Гитара тихо,
перебором завела беседу. Добрый дядюшка Чайник, казалось, вот-вот засвистит
кипятком. Мы просто сидели на кухне с окном на суетливые городские огни...
По-моему,
именно так, незамысловато и по-домашнему, протекает эфирное время на радио
"Ракурс", радио, работающем по принципу "кухонных
посиделок". Радиостанция "Ракурс" была образована в 1994 году по
образцу радио "SNC". После 30 сентября 1992 года, дня последнего
выхода в эфир "SNC", детища гиганта отечественного шоу-бизнеса Стаса
Намина, несколько человек из распавшегося штата решили не расходиться, а
попробовать возродить "кухню", делом это оказалось непростым. Помимо
идеи о создании своей радиостанции, головы ребят были забиты еще так называемой
прозой жизни, например, где заработать деньги. Ведь надо же было на что-то
жить...
—
Крутились как белки в колесе, — вспоминает Никита Иванов. — Каждый
делал еще и что-то свое, но все равно держались друг за друга, как одна семья.
Вскоре
их старания увенчались некоторым успехом: на радио "Вокс"
появился их двухчасовой канал с двумя-тремя передачами. Правда, "Вокс" не отличилось долгожительством, и оказались бы
бывшие "эсэнсивцы" на улице, если бы не
акционерное общество "Курс". Ведь именно благодаря
ему год назад на средних волнах заработала новая
радиостанция ("Ракурс" — сокращенно от "Радио-Курс").
—
Честно говоря, — признаются мне на "Ракурсе", — мы до сих пор не
можем понять, зачем АО "Курс" понадобилось свое радио.
Радио
"Ракурс" отличается от других радиостанций всем. Во-первых, на
"Ракурсе" работают не из-за денег. Частенько устраиваемые в студии живые концерты — это попытки не дать уйти в небытие
отечественному андеграунду, российскому рок-н-роллу. Речь не идет о
группах-знаменитостях — о "ДДТ", "Наутилусе",
"Неприкасаемых" и т.д. Хотя нередкими гостями на "Ракурсе"
являются Б.Г. (Борис Гребенщиков), Владимир Шахрин
("Чайф") и другие.
— Ты
знаешь, — говорит Никита, — российский рок-н-ролл находится
сейчас в подвале, и, на мой взгляд, было бы просто преступлением не помочь
выкарабкаться ему оттуда.
Действительно, такие группы, как "Нюанс", "Сердца",
"Опасные соседи", "Вежливый отказ" никому толком не известны. А их профессионализму и неординарности можно
только позавидовать да удивиться. Кстати, помимо студийных концертов радио
"Ракурс" предлагает этим группам выступить в каком-нибудь
дружественном радиостанции клубе. Таковых несколько, два наиболее известных —
это "Не бей копытом" и "Улица Радио".
А,
во-вторых, радио "Ракурс" — это радио, где сами ведущие народ
оригинальный и своеобразный. Например, ведущий программ "Репей",
"Верхом на осле", "Посидим поокаем" Олег
Чилап, рассказывающий слушателям о чем
и о ком угодно, является также создателем группы "Оптимальный вариант" , поэтом и замечательным певцом. А ведущие Александр Минаев
и Павел Молчанов, знаменитые "квачи" (или
"профессиональные идиоты"), выступающие со
своими "телегами" (то бишь разговорами) и на
радио, и на ТВ, на самом деле никакие не "квачи",
а группа "Тайм-Аут". Впрочем, каждый человек на "Ракурсе"
чем-нибудь да выделяется из по-будничному серой толпы...
—
Меня тошнит от всех этих "эфэмовских"
радиостанций! — восклицает Никита Иванов. — Если
мне не будут говорить частоту, то я их не отличу. Я не говорю, что мы лучше, но
у "Ракурса", по крайней мере, есть свое лицо.
Никита
прав. Радио, работающее по принципу "кухонных посиделок",
действительно трудно с кем спутать. А на какой, интересно, еще радиостанции вы
можете услышать рассказ о Ван Гоге под песни в
исполнении Джима Моррисона (программа "Репей"
Олега
Чилапа)?
На
"Ракурсе" вообще много передач, авторы которых рассказывают своим
"радиособеседникам" о необычных событиях, о
необычной музыке. Доверяясь принципу "на вкус и цвет товарища нет", в
эфире радиостанции звучит не только традиционная музыка одного какого-то
направления. Например, программа "Экзотика"
на некоторое время погружает радиоволны "Ракурса" в раствор
"альтернатива", так называемой "музыки новых звуков", а
Оскар Борисович Хацет (самый старший из ведущих — ему
за семьдесят) ведет передачу "Незабываемые мелодии прошлых лет",
в которой звучат голоса Петра Лещенко, Элвиса Пресли
и многих других величайших певцов. Нередко на частоте
"Ракурса" можно услышать кельтские или латиноамериканские мотивы, а
также классическую музыку. Ведущие подобных программ обычно являются знатоками
своего дела: например, ведущий программы о классике Антон Королев сам
прекрасно играет на флейте, а Дмитрий Фокин, коллекционирующий отечественные
песни двадцатых-семидесятых годов и являющийся автором передачи "Красная книга" на "Ракурсе", планирует
выпустить компакт-кассету, сборник "Песни военных лет"...
Главное
то, что ведущий на "Ракурсе" — это не какой-то "попка",
вещающий с недосягаемой высоты, а твой реальный собеседник. Так что, если вам,
не с кем поговорить и на душе шершавым гравием рассыпались неприятности,
настраивайтесь на частоту СВ 1467 кГц — с вами
поболтают.
Трамвай
замешкался на светофоре, брызнул искрами и, будто чего-то
застыдившись, поспешил скрыться за темной вуалью мартовских сумерек.
—
"Ракурс" — это одна большая кухня, — говорит Олег
Чилап, лаская струны гитары. — На
кухне ведь как? Если всего одна сигарета, то она идет по кругу, каждому по
затяжке, если одна бутылка — тоже по кругу, каждому по глотку. Гитара на кухне
никогда не задерживается в одних и тех же руках надолго — тоже ходит по кругу.
В этом главное отличие кухни от эстрады, а в остальном все одно
и тоже...
Если
верить Чилапу, то на
"Ракурсе" работают люди с другой стороны Луны.
— Ну или с правильной стороны кухни, — добавляет главный
редактор радиостанции Сергей Галямин.
Вот
так-то... Радио "Ракурс" — воистину для тех, кто соображает.
(скан
из архива С.Н.Галямина)