На главную

"Ради речи родной"

image002  королевский журнал, статья

 

Что отличает писателя от литератора? Как ни странно, то же, что и объединяет, - союз с творчеством. Точнее, творческий союз. Потому что, если его поставить вперёд этих, казалось бы, родственных понятий, то произойдёт разительная метаморфоза. О её причинах рассказывает поэт и переводчик Дмитрий Цесельчук, первый заместитель председателя Союза литераторов Российской Федерации, председатель Московского объединения литераторов этого нового творческого союза, недавно ставшего альтернативой Союзу советских писателей.

Член союза писателей СССР – значится на обложке писательской корочки у всех вступивших в писательские союзы, удостоверение, как и полагается, красного цвета, цвета знамени, в независимости от того, в демократическую или «бондаревскую» часть писательского союза вступает автор.

Наш Союз, созданный без какого-либо участия властей, силами самих авторов литературы, а дальше я цитирую Устав, «…происходит от Петербургского союза поэтов, образованного Блоком и Гумилёвым, и созданных в двадцатые годы профессиональных комитетов писателей, членами которых были такие литераторы, как Мандельштам, Пастернак».

Вспоминается такой эпизод. Лондон, 1 августа 1991 года. Конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения О.Мандельштама, ещё не открыта. Александр Кушнер, одни из гостей, в кулуарах предлагает Иосифу Бродскому вступить в Союз независимых писателей. – А кто туда входит, - спрашивает Иосиф. – Шестьдесят очень приличных членов Союза писателей. – Саша, не обижайся, но это невозможное словосочетание: приличный член союза писателей, я буду поддерживать Союз литераторов, где состоят друзья моей молодости Женя Рейн, Толя Найман

Действительно, союз, созданный специально для возвратившегося из фашистской Италии Горького, в обиходе именуемый минписом, был создан на костях последних независимых литературных объединений по специальному постановлению в 1932 году, аккумулировал в себе «страховки» всех работавших по авторским договорам литераторов, но средства эти распределял только среди своих членов. Бродский, конечно, знал об этом и считал для себя невозможным претендовать на чужой оплаченный труд. Сохраняя прежний имперский механизм распределения благ, Союз писателей и по сей день не может выйти из порочного круга. Участники вышеупомянутой лондонской конференции, после отказа СП предоставить им за свои же деньги билеты, вступили в наш союз и, уже в качестве членов СП РФ, провели совместно с Иосифом Бродским эту конференцию. В знак благодарности к нашему союзу многие, приехавшие со всех концов мира литераторы, вступили в союз, образовав, таким образом, русскоязычную зарубежную диаспору Союза литераторов России.

В настоящее время в неё входят литераторы Израиля, США, Канады, Германии, Франции, Англии, Швеции, Италии, Чехии, Польши, Индии… Помимо русских литераторов, к нам в союз вступают и литераторы, пишущие на своих родных языках. Среди них лорд Дэвлин Гил, Ричард Маккейн (Англия) и другие.

Среди более чем двадцати секций Московского объединения литераторов, помимо обычных – проза, публицистика, поэзия, есть новые для иных творческих союзов жанры – авторская песня, авторский рок, «Институт сновидений и виртуальных реальностей», «Поэтика и ментальность», В организации последней большую помощь оказал нам поэт из Германии Борис Шапиро, с которым я и Владимир Герцик, председатель этой секции, когда-то учились на физфаке МГУ. Наши эмигранты не забывают о нас, а мы о них. Создаются театры авторской песни, такие, как «Перекрёсток» Виктора Луферова, новые телепередачи, такие, как «Гнездо глухаря» с ведущим Михаилом Кочетковым, на радиостанции «Ракурс» Олег Чилап, Нина Давыдова, Лара Садовская, Владимир Капгер регулярно выходят в эфир (на волне 792 кгц), представляя членов нашего творческого союза, знакомя с их творчеством.

Войдя в «Общероссийское движение общественной поддержки президента», наши авторы своим творчеством, выступлениями в ходе поездок по России способствовали сохранению демократического климата в нашей стране, что отмечено грамотами Президента с выражением благодарности за поддержку демократии.

Планов и идей у нас много. Это и издание поэтической антологии сто одного поэта от Бродского до только что ставшего известным новичка, и совместные с народным Домом, а точнее, народными домами России мероприятия по культурному обустройству России и многое другое, но главное для нас состоит в том, чтобы изменить нравственный климат литературной жизни в стране. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся сделать это.

 

Дмитрий ЦЕСЕЛЬЧУК   («Королевский Журнал» #2 декабрь 1996)