На главную

 

 

«Инсаров слушает радио»

 

Хендриксология

 

Хендриксология. Короткое хлесткое слово «хендр» и обещающая неразрешимые загадки «иксология». Вместе получается – наука о Хендриксе в одноимённой передаче, выходящей в эфир по субботам на «Радио Ракурс».

К сожалению, объём программы настолько мал, что в ней, наверное, с трудом бы поместилось даже концертное исполнение Voodoo Chile. К счастью, несмотря на объём, тягучие отрывки из концертных выступлений ни фестивале в Вудстоке, на острове Уайт и Бог знает где ещё звучат постоянно. Этот бывший парашютист заснул и не проснулся в сентябре 1969 года. Все остальное – легенда. Она уже стала чуть больше самой жизни, ибо Хендриксу тогда было всего 27. Таинственные события сопровождали эту вторую, легендарную, жизнь – типа находок огромного количества плёнок и посмертной их перезаписи с новыми басистами и барабанщиками для кучи посмертно же изданных пластинок.

Поэтому каждый раз, когда я смотрю на фотографию молодого Хендрикса со странно пышными волосами, которую держит в руках одна из разетых дам с сюрреалистического разворота альбома Electric Ladyland, я думаю не о его непостижимом таланте извлекать звуки из инструмента, ранее называемого гитарой, а о теперешней судьбе всех этих безымянных статисток с разворота альбома, оголённых (за деньги или нет?) к вящей славе психоделического рок-н-ролла. Почему-то мне хотелось бы, чтобы среди них оказалась и красавица Валентина Кашуба (в эпоху своего расцвета балерина «Русских сезонов» С.П.Дягилева), в начале этого года скончавшаяся в Мадриде в возрасте 98 лет. Последний раз она танцевала на сцене 21 апреля 1929 года в «Метрополитан-Опере» в Нью-Йорке в балете Стравинского «Свадьба».

Пусть это будет поводом перейти от легенды к чисто музыкальным достижениям хендриксологии. Как и у деятелей венской школы искусствознания начала века, в ней широко используется сравнительный метод. Суть его состоит в том, что сначала прослушивают Джимми Хендрикса и отмечают его великолепную гитару. Затем ту же самую песню исполняет другой гитарист, благо что таковых, записывающих на компакты его старые песни, оказывается предостаточно. Сравнение оказывается не в пользу последнего. Даже если этого последнего зовут Эрик Клэптон. Честно говоря, я был не очень удивлён этим. Всё-таки и у второго Вудстока общее с первым только в названии. Хендрикса всегда слушать трудно, его музыка не терпит подражания, хотя все, наверное, чему-то у него научились. Но слушать его старые записи по радио, оказывается, интереснее, чем на любом магнитофоне – от древнего «Романтика» или «Днипро» до наилучшего из Sony. Может быть, оттого, что радиоволны и шелестящие помехи эфира живее скрученных магнитных плёнок.

Герой Булгакова, любитель посещать Акустическую комиссию, предлагал устроить после московского выступления чародея Воланда его разоблачение. Радиоконцерт отличается тем, что фокусы и разоблачения должны быть соединены в нём как можно органичнее. В «Хендриксологии» обилие музыки соединяется с обстоятельным её комментарием, но всё же для науки она чересчур иррациональна.

 

(Газета «Московский Бит», № 5, 1997 г.)