На главную

 

АНАСТАСИЯ ЗОТОВА

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

КАФЕДРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ

 

 

РЕФЕРАТ

по специальности

 

 

ТЕМА:          ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ВЕЩАНИЯ РАДИОСТАНЦИИ «РАКУРС».

 

 

МОСКВА 2013 г.

 

Содержание

Введение.................................. 3

Глава первая.  История радиостанции «РаКурс»........ 6

§ 1. Коммерческое радиовещание в период становления рынка................ 6

§ 2. Создание и функционирование радиостанции «РаКурс»........ 9

§ 3. Закрытие радиостанции «РаКурс» и появление интернет-станции «Ку» («РаКурс-Архив»)........ 12

Глава вторая. Радиостанция «РаКурс»: борьба за аудиторию............................. 15

§ 1. Формат радиостанции........................ 15

§ 2. Потенциальная и реальная аудитория............. 19

§ 3. Программная политика радиостанции...... 21

Глава вторая. Концепция вещания радиостанции «РаКурс»................................ 24

§ 1. Сотрудники радиостанции........................ 24

§ 2. Музыкальная политика радиостанции...... 27

§ 3. Программная политика радиостанции...... 30

 

Заключение........................... 33

Литература и источники..... 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реферат посвящен истории и концепции вещания радиостанции «РаКурс», выходившей в эфир в Москве с 1994 по 1998 гг. В эти годы рынок радиовещания только появлялся, и сотрудники радиостанций часто экспериментировали над программной политикой своих СМИ. В результате подобных экспериментов зачастую получались уникальные средства массовой информации. Модели вещания многих радиостанций, работавших в столице в 90-х годах, представляют значительный интерес для исследования.

«РаКурс» - негосударственная разговорно-музыкальная радиостанция. Интерес представляет ее история, а также принципы работы. Отличными от современных были как музыкальная направленность радиостанции (на волнах радиостанции звучали музыкальные композиции практически всех возможных жанров и направлений, абсолютно отсутствовала лишь не представляющая никакой культурной ценности поп-музыка), так и программная политика (в эфир могли выходить литературные, философские, научные, детские и многие другие программы).

Актуальность исследования работы «РаКурса» заключается в том, что эта радиостанция является типичным представителем аудиовизуальных средств массовой информации 90-х годов. Обязанная своим появлением коллективу единомышленников, она к 1996 году стала одной из самых рейтинговых станций в Москве и Московской области. На примере истории «РаКурса» можно выявить такие характерные черты радиостанций 90-х годов, как непрофессионализм их владельцев, отсутствие квалифицированных сотрудников, дифференциацию программ и персонификацию эфира. Новизна исследования заключается в том, что на данный момент практически не существует работ, посвященных данной радиостанции (кроме дипломной работы и диссертации Н. С. Барабаш).

Цель исследования – изучить существование радиостанции «РаКурс» в период формирования радиорынка; исследовать ее концепцию вещания; выявить на примере «РаКурса» основные закономерности, характерные для развития первых московских радиостанций в период постсоветского вещания.

В связи с этим могут быть поставлены следующие задачи:

·          Выяснить причины появления данной радиостанции,

·          Исследовать историю радиостанции,

·          Определить концепцию вещания радиостанции,

·          Изучить особенности ее музыкальной и программной политики,

·          Выявить потенциальных конкурентов радиостанции,

·          Обозначить аудиторию радиостанции.

Объектом исследования является история, программная политика и концепция вещания радиостанции «РаКурс» в 1994 – 1998 гг. Предмет исследования – совокупность эфирного контента радиостанции в указанный период, а также формы и методы работы редакции.

Теоретическую базу исследования в первую очередь составляют дипломная работа Н. С. Барабаш «Ведущий в прямом эфире (приемы и методы работы коммерческой радиостанции)» и диссертация «Ведущий информационно-музыкальной радиостанции – становление профессии, специфика и методы работы», автором которой также является Н. С. Барабаш. Помимо вышеперечисленного, использовался учебник «Радиожурналистика» под редакцией А. А. Шереля, пособия «История отечественной журналистики» И. В. Кузнецова, «История новейшей отечественной журналистики» Р.П. Овсепяна и кандидатская диссертация В. А. Сухаревой «Система отечественного радиовещания в процессе социально-экономической трансформации». Большим подспорьем в работе стали архивные номера газет и журналов, содержащие информацию о радиостанции «РаКурс», а также архивные документы самой радиостанции.

Важным источником послужили статьи на соответствующую тему в сети интернет. Во-первых, были изучены размещенные на сайтах различных изданий воспоминания бывших сотрудников радиостанции о работе на «РаКурсе». Во-вторых, была проанализирована информация на сайте радиостанции «РаКурс» (www.rakurs.ru) и на странице «Радио "SNC" и радио "РаКурс"» на Livejournal (http://snc-rakurs.livejournal.com/).

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность и новизна выбранной темы, приведена структура работы, а также дан обзор источников, изученных в процессе работы. В первой главе рассматривается история создания радиостанции в 1994 году, ее функционирование на протяжении всего времени существования канала вплоть до закрытия в 1998 году, в контексте развития отечественного радиовещания в указанный период. Во второй главе сделана попытка обозначить формат радиостанции, указана потенциальная и реальная аудитория «РаКурса» и приведен список радиостанций, которые могли бы быть конкурентами исследуемого канала. В третьей главе приведены музыкальная и программная политика радиостанции. В заключении подводятся итоги проведенной работы и делаются основные выводы.

Данная работа имеет теоретическое значение, поскольку в ней подробно исследовано функционирование одной из московских радиостанций 90-х годов. Представляется, что исследование отечественного радиовещания постсоветского периода невозможно без изучения истории и концепции вещания станций, которые были популярны в то время. Помимо этого, на примере определенной радиостанции можно отследить тенденции, присущие рынку отечественного радиовещания 90-х годов. Практическое значение работы состоит в том, что были изучены воплощенные в эфире идеи сотрудников радиостанции, которые могут быть применены для работы современных аудиовизуальных средств массовой информации. Помимо этого, изучение ошибок, допущенных руководством конкретной радиостанции, вещавшей в 90-х годах, помогло бы избежать подобных промахов.

 

Глава первая. История радиостанции «РаКурс»

§ 1. Коммерческое радиовещание в период становления рынка

Радиостанция «РаКурс» появилась на отечественном рынке радиовещания в переломный период российской истории – в начале 90-х годов - после того, как в 1990-1991 гг. произошел распад СССР и начались демократические преобразования в стране.

В Законе СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990), а затем в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991) было закреплено право на создание частных СМИ. Авторы учебника «Радиожурналистика» в связи с этим фиксируют «бурный рост негосударственных радиостанций» по стране, в том числе и в столице. В 1990 году в Москве работали три негосударственные станции, в 1991 году – уже десять, в 1993 году - двадцать[1]. В 1993 году была создана Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, которая на основе конкурсов выдавала лицензии на вещание в различных диапазонах[2]. В начале 90-х годов большое количество радиостанций получили частоты в диапазоне УКВ, поскольку на его прием была рассчитана отечественная техника[3].

В отличие от редакционно-издательского бизнеса, существовавшего еще до революции и достаточно быстро возродившегося в России, радиобизнес не был сформирован в течение первых лет после перестройки. Из-за царившего на российском радиорынке хаоса, в начале 90-х радиостанции зачастую существовали очень непродолжительное время. Они закрывались по разным причинам: вмешивалось правительство (радио «Вокс»), происходили рейдерские захваты (радиостанция «Надежда»), не продлевали лицензию («SNC»), или же просто не хватало финансирования.

В. А. Сухарева отмечает как характеристику отечественного радиовещания в 1991-1995 годах непрофессионализм владельцев первых радиостанций[4]. Учредителями и владельцами средств массовой информации могли стать банки, торговые дома, различные компании. Их генеральные директора в основном не обладали необходимыми для ведения радиобизнеса знаниями. Подобное отношение к радиостанции иногда можно было наблюдать и у работающих в редакции журналистов, которые воспринимали свою деятельность не просто как ремесло, приносящее прибыль, а как «возможности повлиять на процессы посредством слова»[5].

Поскольку квалифицированных сотрудников, которые могли бы работать на коммерческих станциях, в 90-х годах еще не было, в качестве работников на радиостанции зачастую нанимались специалисты из смежных областей. Благодаря этому, у микрофона оказывались люди, которые обладали не только большими знаниями в сферах науки и искусства, но и даром слова и большой харизмой. В это время возникает феномен «авторского ведения эфира» - это было свободное ведение эфира, не ограниченное «категориями форматности»[6].

Радиостанции 90-х пользовались большой популярностью среди слушателей. По словам В. А. Сухаревой, «аудитория была…  наивна... готова слушать все, что бы ей ни предложили»[7]. Вместе с тем, исследователь относит к характерным чертам начала 90-х «размытое представление о целевой аудитории»: слишком мало было количество журналистов, знавших о необходимости определения предполагаемой аудитории, ее характеристик и потребностей[8].

В учебнике «Радиожурналистика» отмечено, что «основу радиовещания в описываемый период составляет прямой эфир с элементами интерактивного общения с аудиторией»[9]. Очень часто у радиостанций образовывался кружок постоянных слушателей, которые регулярно звонили в эфир, встречались с ведущими во время мероприятий и т.п.

К 1996 году, по словам В. А. Сухаревой, начался «период становления рынка радиовещания, когда суть рыночных отношений с их не всегда честной конкуренцией, большими деньгами и рентабельностью, стала постепенно доходить до всех участников этого рынка»[10]. Некоторые из первых российских радиостанций, не выдержав конкуренции, закрылись («Рокс», «Вокс»), появились новые, во многом более профессиональные («Серебряный дождь» или «Русское радио»). В Москве к концу 90-х годов работали более 40 негосударственных радиостанций[11].

В эфире начали появляться получившие образование на факультетах журналистики специалисты в сфере СМИ, потеснившие своих предшественников. Недостаток опыта им удалось компенсировать теоретическими знаниями. Именно в этом время западные теории форматов и программирования эфира достигли отечественных радиовещателей. Несмотря на то, что появившееся желание зарабатывать деньги на радио в это время еще не уничтожило «желание творить», многие радиостанции пошли по пути наименьшего сопротивления, выпуская в эфир в основном музыкальный продукт, имеющий незначительную культурную ценность.

Следует отметить, что к середине 90-х аудитория радиостанций становится более искушенной. По словам В. А.Сухаревой, «по мере увеличения количества радиостанций всеядность эфирного продукта стала проходить. Слушатель стал искать "свое радио", соответствующее хотя бы его музыкальным пристрастиям»[12]. Именно с этим связаны первые попытки форматирования радиостанций, поиски целевой аудитории и стремление соответствовать ее ожиданиям.

 

 

§ 2. Создание и функционирование радиостанции «РаКурс»

Одной из первых негосударственных радиостанций в России стала станция «SNC» (вышла в эфир 4 января 1991 года)[13].Однако уже в конце сентября 1992 года, в связи с прекращением финансирования, она была закрыта. Ее сотрудники остались без работы и решили создать собственную редакцию. Как отмечал Роберт Редникин, причин для этого решение было две: «сложился определенный творческий коллектив» и «с уходом «SNC» из эфира, образовалась такая ниша, которую заполнить… никто не смог»[14].

В сентябре 1993 года был найден учредитель для новой станции - АО «Курс». По словам Роберта Редникина, его владельцы - «люди немного пафосные… захотели иметь свою радиостанцию»[15]. Генеральный директор предприятия Андрей Щербаков заявил, что не собирается диктовать программную политику будущей радиостанции (условие, касающееся невмешательства учредителя в деятельность редакции, было прописано в Уставе радиостанции[16]). Однако он высказал пожелание, чтобы в названии станции присутствовало слово «Курс». Сергей Галямин и Олег Чилап придумали название «РаКурс»: слог «Ра» обозначал имя древнеегипетского бога солнца; таким образом, название станции могло быть расшифровано как «курс на солнце».

Вплоть до весны 1994 года «РаКурс» готовился к выходу в эфир. Подготовка касалась как технической части (ремонт в студии, закупка оборудования), так и юридической (по словам Роберта Редникина, коммуникацией с Федеральной службой по телевидению и радиовещанию занимался Сергей Галямин[17]). Радиостанция получила лицензию №528, на вещание на средних волнах. Передатчик, находившийся в городе Электросталь, был связан с редакцией «РаКурса», расположившейся на 2-ой Бауманской улице, в доме 9/23, корп. 18[18] (это было здание, где находился офис АО «Курс»), с помощью сетей МГТС. С таким передатчиком «РаКурс» можно было услышать в Москве и Московской области. 

Днем рождения радиостанции стало 16 марта 1994 года. Именно в этот день «РаКурс» начал вещание на частоте 1467 кГц, на средних волнах (позже станция меняла частоту на 1359, 1152 и 792кГц). Было установлено время вещания с 07:00 до 01:00, то есть 16 часов в сутки[19].

Непосредственным начальником «РаКурса» был Андрей Щербаков, директор АО «Курс». Главным редактором (по просьбе коллектива) был назначен Сергей Галямин, а его заместителями - Роберт Редникин и Анастасия Рахлина (после ухода со станции последней ее заменил Олег Чилап). Генеральным директором станции стал Борис Колесняк. Главным инженером на «РаКурсе» был Николай Соловьев[20].

Практически полное отсутствие рекламы стало основной проблемой радиостанции. Рекламодатели намного охотнее несли деньги на станции диапазона FM. Тем более, они с подозрением относились к подобной маргинальной радиостанции. Поэтому «РаКурс», позиционировавший себя как «независимая радиостанция», существовал на деньги АО «Курс». В связи с этим на радиостанции даже появился шутливый джингл: фраза «Для тех, кто соображает по-русски – независимая радиостанция “РаКурс”», прочитанная с другой интонацией, превратилась в «Для тех, кто соображает – по-русски независимая радиостанция 'РаКурс’» («по-русски независимая» - то есть, не полностью независимая, а зависимая, например, от спонсора).

Кстати, оригинальный джингл радиостанции звучал так: «В эфире независимая радиостанция 'РаКурс'» (прочитана данная фраза была Сергеем Галяминым). Эта фраза – отсылка к джинглу «SNC» («В эфире независимая музыкальная радиостанция “SNC”»). Музыка в джингле «РаКурса» имитировала музыку из джингла «SNC».

По информации агентства «InterMedia», в 1995 году радиостанция «РаКурс» занимала пятое место в списке популярных радиостанций[21]. По данным ряда независимых опросов, аудиторию «РаКурса» можно было определить примерно в 120.000 человек (это был лучший для Москвы показатель для средневолновых радиостанций)[22].

В 1996 году, после небольших проблем с учредителем, главным редактором станции стал Олег Чилап. Радиостанция становится «культурологической», то есть, стремиться, сохранив душевные отношения со слушателем, просвещать его. Как отмечала Н.С. Барабаш, «РаКурс» делал ставку на «укрепление… собственного имени и престижа»: это органично сочеталось с его культурно-просветительскими задачами, что давало преимущество перед коммерческими радиостанциями[23].

Осенью 1996 года у «РаКурса» появился логотип – изображение золотого круга (солнца, Ра). Логотип был размещен на сайте радиостанции, который появился в 1996-1997 гг. Ресурс был создан благодаря московской провайдерской фирме «Rinet», директор которой, Сергей Рыжков, был поклонником радиостанции «РаКурс».

После появления сайта началась более плотная «работа» с аудиторией, которая получила возможность просматривать фотографии ведущих, читать биографии любимых ди-джеев, слушать подкасты. Слушатели сами могли предложить для сайта фотографии или написать на электронную почту rakurs@rinet.ru. «РаКурс» не забыл о своем родстве с «SNC»: на сайте была создана специальная страничка, посвященная «старшему товарищу». В это же время (1996-1997 гг.) «РаКурс» начал вещать в интернете в прямом эфире, в формате «real audio», также благодаря интернет-провайдеру «Rinet».

§ 3. Закрытие радиостанции «РаКурс» и появление интернет-станции «Ку» («РаКурс-Архив»)

Закрытие радиостанции не стало для сотрудников неожиданностью. Сначала – в 1996 году – время вещания сократилось с 16-ти до 14-ти часов: эфир заканчивался не в 01.00, а в 23.00. Затем, помимо ночного перерыва, появился еще и дневной – учредители пояснили, что не в состоянии финансировать 14 часов эфира. В конце 1997 года работникам станции объявили, что «РаКурс» на месяц уходит «на профилактику». А в середине 1998 года на официальном сайте «РаКурса» появилось сообщение о том, что «радиостанция оказалась в бессрочном отпуске по финансовым причинам[24].

Возможно, к тому времени идея «РаКурса» уже себя изжила. «Все умирает вовремя, исчерпав свои ресурсы», - отметила Радислава Цапина, сообщив, что для ее программ уже не хватало материала[25]. Олег Чилап считает, что радиостанция закрылась потому, что ее сотрудники занимались не бизнесом, а творчеством:  «это не та отлаженная машина, которая может работать без сбоя, выдержать напор рыночных обстоятельств и жесткую конкуренцию в эфире… это логичный и неизбежный финал»[26]. По его словам, радиостанция, даже если бы не закрылась в марте, все равно не пережила бы дефолта, произошедшего в августе 1998 года. Впрочем, основной причиной, вероятно, стал отказ АО «Курс» финансировать дальнейшую работу станции, которая не приносила доходов.

В январе 1998 года в журнале «Второе зеркало» появился некролог радиостанции «РаКурс»[27]. Несмотря на это, слушатели и сами журналисты долго не верили, что «РаКурс» закрылся навсегда. Они полагали, что опыт «РаКурса» не пропадет, и радиостанция обязательно возродится: «Не может такого быть, чтобы столько интереснейших людей, умопомрачительных людей (я имею в виду коллектив радио “РаКурс”), разбежавшись в разные стороны, не захотели снова собраться вместе и продолжить свое благородное дело»[28].

Через 5 лет после закрытия «РаКурса» - 29 июня 2002 года - на ВВЦ прошел концерт «Радио Ракурс вслух»[29]. А в  2004 году состоялось празднование 10-летия «РаКурса» в клубе «Запасник»[30]. В настоящее время действует и регулярно обновляется сайт радиостанции www.rakurs.ru. Существует также  гостевая книга «Ракурса» (http://www.guestbook.ru/?action=show&user=rakurs), в которой слушатели до сих пор оставляют комментарии с благодарностью. На ресурсе «Живой Журнал» существует сообщество «Радио "SNC" и радио "РаКурс"» (http://snc-rakurs.livejournal.com). В дневниках пользователей «Живого журнала» можно обнаружить многочисленные воспоминания о «РаКурсе». Например, один из бывших слушателей радиостанции пишет, что у него по сей день хранится призовая кассета, подаренная ему ведущими «РаКурса»[31]. Другой сообщает, что сохранил кассеты, на которых записывал эфир «РаКурса»[32].

У бывших ведущих «РаКурса», кстати, также сохранились довольно обширные архивы передач. Множество программ, записанных на аналоговые носители, было оцифровано при участии поклонников «РаКурса», поддерживающих электронные ресурсы, посвященные истории радиостанции. Один из них – Денис Тубусов – создатель портала «Радио РаКурс – посмертный подкаст» (http://rakurs.rpod.ru). 16 апреля 2011 года он стал создателем радиостанции с названием  «Ракурс-Архив», которая продолжила культурную традицию «РаКурса». На «Ракурс-Архиве» выходили записи эфиров и программ радиостанции «РаКурс», а также собственные программы.

Через год радиостанция сменила название на «Радио Ку» - то есть, «радио кухонного типа». Название «Ракурс Архив» сохранилось – теперь это имя рубрики, в рамках которой в эфир выходят архивные записи радиостанции «РаКурс». Также на «Радио Ку» существуют разнообразные гостевые программы. Традиции «РаКурса» продолжают и «живые концерты» - выступления музыкальных коллективов в прямом эфире.

16 марта 2013 года на радиостанции «Ку» был проведен тематический эфир, посвященный дню рождения радиостанции «РаКурс». А 30 апреля 2013 года в московском клубе «Фьорд» состоялось празднование двухлетия самой станции «Ку».

В настоящее время вещание ведется через радио-провайдер radio-tochka.com по субботам и (или) воскресеньям с 20.00 (с 17.00, если в программе «живой концерт») до 01.00.; подкасты также выкладываются в социальных сетях. По будням эфир автоматизирован.

Что касается оформления эфира – джингл как радиостанции «РаКурс-Архив», так и «Ку», создан с использованием музыкальной отбивки «РаКурса» (ранее принадлежавшей «SNC»).

 

 

Глава вторая. Радиостанция «РаКурс»: борьба за аудиторию

§ 1. Формат радиостанции

Используя типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, можно выделить следующие типы радиостанций[33]:

·        радиостанции универсального характера (широкий спектр программ, предназначенных для всех категорий слушателей);

·        информационные радиостанции (основные программы - выпуски новостей, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения);

·        музыкальные радиостанции (главным компонентом эфира является музыка);

·        информационно-музыкальные радиостанции (в эфире этих станций сочетаются информационные и музыкальные программы);

·        музыкально-развлекательные радиостанции (сочетание музыки и развлекательных шоу).

Радиостанцию «РаКурс» следует отнести к последнему типу. Во-первых, музыкальная составляющая станции была велика. Во-вторых, программы, выходившие в эфир «РаКурса», были посвящены культуре, науке и искусству. В-третьих, объем политических и экономических передач был минимален.

От тематики и содержания радиостанции напрямую зависит ее формат. Авторы учебника «Радиожурналистика» называют форматом «определение концепции работы радиостанции, ориентированной на определенную потенциальную аудиторию, ее возможности для слушания и информационные и эстетические запросы»[34]. В пособии выделено несколько основных форматов радиостанций:

1.                     Adult Contemporary (AC). Ведением эфира на радиостанциях такого формата занимаются ди-джеи. Они общаются со слушателями на разговорном языке, используют сленг. Музыкальная основа таких станций – модные поп-хиты.

2.                     Contemporary Hit Radio (CHR) или «Тор-40». Это – очень энергичный формат, не допускающий даже секундного молчания в эфире. Музыкальная основа  - «горячая» музыка, которая может включать в себя  разнообразные музыкальные стили и направлений – от джаза до рэпа.

3.                     Easy Listening. Основа данного формата – инструментальная музыка, иногда с мягким вокалом, мелодии с большим количеством струнных инструментов. Реплики ведущих сведены к минимуму.

4.                     Album Oriented Rock (AOR). Музыкальная основа – рок-музыка из альбомов; часто это - неизвестные песни. Этот формат может подразделяться также на подформаты: Modern Rock (современный рок) и Classic Rock (классика рок-музыки).

5.                     Nostalgia или Oldies. Основа радиостанции такого формата – музыка конца 40–50-х годов. Во главу угла ставится музыка, а остальные программные элементы делаются абсолютно незаметными.

6.                     National Music или National Hit. Музыкальная основа – рок и поп-хиты на родном языке.

7.                     Middle Of The Road (MOR) или Verities. Здесь можно услышать музыку практически любого стиля и направления. Основной особенностью радиостанций такого формата является абсолютная свобода ди-джеев в эфире.

Определить формат радиостанции «РаКурс» довольно сложно, поскольку это была «одна из немногих в Москве радиостанций, не следующих традиционным форматам  коммерческого радио»[35]. Формат «РаКурса» определен в Уставе редакции как «Традиции и прогресс. Московский стиль»[36], а на сайте радиостанции – как Rock / Talk – Public Radio[37],  однако в теории форматов таких категорий не существует.

Н. С. Барабаш находит у радиостанции черты двух форматов – AOR (Album Oriented Rock) и AC (Adult Contemporary). «Музыка, звучащая на волнах станции – это отечественный рок и западные Hot Rock Oldies, Jazz Oldies, классическая музыка, советская авторская песня, этническая музыка, русская эстрада первой половины ХХ века. «РаКурс» – это информационно-музыкальная радиостанция, соотношение музыки и текста 50 на 50», - отмечает исследователь[38].

Ориентируясь на определения в современной теории форматов, тип радиостанции представляется возможным охарактеризовать как MOR (Middle Of The Road). Обоснованием этому предположению служат аргументы:

·        в эфире «РаКурса» присутствовали музыкальные композиции разнообразных музыкальных стилей,

·        новостной контент на радиостанции был представлен незначительно,

·        ведущие радиостанции пользовались практически абсолютной свободой.

Современники отмечали, что радиостанция «РаКурс» отличалась от других станций. По мнению Маргариты Пушкиной, радиостанция выделялась «завидной интеллигентностью и концептуальностью музыкальных и прочих программ, грамотностью речи ведущих»[39]. В связи с этим необходимо подчеркнуть следующие особенности этой станции:

1.       Преобладание в эфире высокоинтеллектуальных исторических, культурных и музыкальных программ; минимальное количество политических и экономических передач; отсутствие в эфире навязчивой рекламы и низкопробной музыки, «порнухи и чернухи»[40].

2.       Минимальное количество программ, выходящих в записи; большое количество прямого эфира, дающего возможность радиослушателям звонить в студию; готовность многих ведущих посвящать большое количество эфирного времени общению со слушателями.

Сотрудники «РаКурса» стремились максимально сократить дистанцию между ведущими и аудиторией. По свидетельству Натальи Аредовой, ведущий на «РаКурсе» был «реальным собеседником»[41]. А Наталья Конькова сообщала, что «в эфире «РаКурса» постоянно происходит живое, дружеское общение с гостями в студии и со слушателями: по ее словам, «РаКурс» старался не «вещать», а на равных поддерживать контакт с аудиторией[42].

 

§ 2. Потенциальная и реальная аудитория

Целевой аудиторией «РаКурса» стала та часть радиослушателей, которая не была охвачена другими радиостанциями, так как «их не устраивал… утилитарно-упрощенный подход к музыке и культуре… неприкрытая политическая ангажированность»[43]. В Уставе отмечалось, что радиостанция ориентируется на прогрессивные слои московского общества – на предпринимателей и «университетскую молодежь»[44].

Потенциальной аудиторией «РаКурса» были студенты, научные сотрудники, работники культуры[45]. Слушателями «РаКурса», как предполагалось, станут люди, которые ходят на выставки, разбираются в живописи, в литературе и в музыке. Слоганом «РаКурса» стала фраза «для тех, кто соображает».

Что касается реальной аудитории, по свидетельству Н. С. Барабаш, «РаКурс» слушали молодые люди, которые хотели быть уверены, что с ними считаются[46]. Именно для этой категории слушателей была очень важна радиостанция, куда они могли дозвониться и в прямом эфире рассказать что-то ведущим, которых считали уже почти своими друзьями, попросить поставить любимую музыку и послушать добрый совет. Исследователь отмечает, что среди аудитории «РаКурса» были, по большей части, слушатели от 16 до 35 лет. Среди них были старшие школьники, студенты, научные сотрудники, хорошо образованные и ориентированные на отечественную интеллектуальную культуру, а не на американскую «потребительскую»[47].

Сразу же после выхода в эфир радиостанция «РаКурс» оказалась довольно востребованной – как среди бывших поклонников радиостанции Стаса Намина, так и среди радиослушателей, случайно попавших на волну «РаКурса» и полюбивших его стиль.  О том, что слушателей у радиостанции было много, сохранилось свидетельство Роберта Редникина: «Мы вышли в эфир как "РаКурс" и сразу прижились… Телефон в студии раскалывается...»[48].

Благодаря тому, что передачи на радиостанции охватывали множество тем, начиная от музыки специфических жанров и заканчивая техникой, литературой, историей и философией, у каждого слушателя была возможность выбрать программу, наиболее точно отвечавшую его интересам.

Пристрастие аудитории к «РаКурсу» было огромным. Одна из слушательниц «РаКурса» вспоминает, что практически не выключала радиоприемник: «Я просыпалась и слушала первые позывные радиостанции в 7 часов утра. Со мной был постоянно маленький приемник и наушники: и на воскресных прогулках, и на работе… Любовь граничила с фанатизмом»[49].

По свидетельству Н. С. Барабаш, слушатели заранее знали, чего можно ожидать от того или иного ведущего, как надо общаться с каждым ведущим. Тем более, ведущие и слушатели часто были знакомы друг с другом лично: многие слушатели приходили на клубные концерты, которые устраивал «РаКурс»[50].

 

§ 3. Конкуренты радиостанции

В экономике под понятием «конкуренция» понимается борьбе предпринимателей за выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг[51]. Товаром на рынке радиобизнеса является контент, который станция предоставляет аудитории, а также аудитория, которую радиостанция может предложить рекламодателю. 

Как пишет  Е. Л. Вартанова, понятие конкуренции на рынке аудиовизуальных СМИ связано с проблемой редкости такого ресурса, как время аудитории[52]. Поскольку человек не может слушать несколько станций одновременно, ему приходится в каждый конкретный момент времени выбирать одну станцию, которая бы удовлетворяла его запросы.

В первые годы после распада СССР радиобизнес находился на такой стадии развития, когда понятие формата и целевой аудитории не было сформировано. В этих условиях было сложно говорить о конкуренции. Сами коммерческие вещатели отмечали лишь взаимодополняемость станций. Однако, с развитием радиорынка слушатели, ставшие более искушенными, стремились найти радиостанцию, максимально соответствующую их предпочтениям. Первые попытки форматирования радиостанций и начавшиеся поиски целевой аудитории не могли не спровоцировать появление конкуренции.

Возникновение конкуренции в среде медиа обусловливает возможность замещения средств массовой информации друг другом[53]. Таким образом, конкурентами можно считать радиостанции, работающие в схожих форматах. Среди коммерческих радиостанций прямыми конкурентами «РаКурса» могли быть музыкальные информационно-музыкальные и музыкально-развлекательные СМИ.

В середине 90-х в Москве появилось большое количество музыкально-развлекательных коммерческих радиостанций, однако, по словам обозревателя Андрея Павлова, большинство из них мало отличались друг от друга: «всюду одно — коммерческие хиты… чуток ностальгии… ди-джейский дебилизм»[54].

Можно выделить следующие станции, которые имели схожую с «РаКурсом» музыкальную и программную политику:

·                       «Ала» (названа по инициалам своего основателя А.  Л. Астаркина; работала с 1 октября 1991; основной музыкальный компонент эфира – бардовские песни)[55];

·                        «Возрождение – XXI век» (с апреля 1992 года по июль 2002 года; в эфире звучали политические, исторические, культурные программы и музыка разных жанров)[56];

·                       «Классика» (с апреля 1996 до февраля 2000; до апреля 1997 года в эфире – исключительно классическая музыка; после – рок-музыка)[57].

·                       «Надежда» (с июля 1992 года до  августа 2000; от других станций отличалась большим количеством диалогов и игр со слушателями)[58];

·                       «Открытое радио» (с 1 марта 1992 – «Открытое радио», затем – «Открытое радио 2х2», с начала 1998 до 1999 – «Открытое радио "Романтика"»[59]; вначале – информационная станция, затем – музыкальная, основной компонент вещания которой –отечественная и зарубежная рок-музыка)[60];

·                       «Панорама» (с января 1993 до июня 1996 года; информационно-музыкальная радиостанция; в эфире – музыка всех жанров, в основном зарубежный рок, джаз, блюз[61]; после 1998 года -  музыкальная радиостанция технического характера, без ди-джеев[62]);

·                       «Станция-2000» (с 28 октября 1995 до 30 сентября 2001; с апреля 2001 – название «Станция»; в эфире звучала музыка таких стилей, как rance, house, drum'n'base, techno, hardcore, acid-jazz, ambient, trip-hop, hip-hop[63], а также литературные программы[64]);

·     «Престиж Радио» (с 1994 до 1997; формат радиостанции – Smooth Jazz Radio или New Adult Contemporary; в эфире звучали композиции в стиле smooth jazz в режиме нон-стоп)[65];

·    «Резонанс»  (с 25 ноября 1991 до октября 2004, с перерывом с октября 1993 до 1995; сотрудниками станции были известные писатели и журналисты[66]; в эфире – культурные и политические программы; радиостанция выражала точку зрения различных направлений левой и центристской оппозиции)[67];

 

 

Глава третья. Концепция вещания радиостанции «РаКурс»

§1. Сотрудники радиостанции

В 1995 году штат радиостанции составлял 35 человек[68]. По свидетельству Олега Чилапа, в 1996 году на «РаКурсе» работали 49 журналистов[69]. Каждый журналист, работавший на «РаКурсе», был «со своим тараканом в голове», что позволяло «персонифицировать» эфир (в отличие от радиостанций-«клонов», где все ди-джеи имели примерно одинаковые эфирные образы). Большая часть ведущих имела непосредственное отношение к музыке: участники группы «Оптимальный вариант», Роберт Редникин (звукооператор групп «Ва-Банкъ» и «Тайм-Аут»), музыкант Андрей Соловьев (группа «Вежливый отказ»)[70]. На радиостанции работали участники таких групп, как «Тайм Аут», «Ночной проспект», «Блудный сын», «Секретный ужин»[71]. Музыканты, интересовавшиеся разными музыкальными направлениями, делали эфир радиостанции более интересным и насыщенным. По свидетельству Натальи Коньковой, команда радиостанции состояла из настоящих профессионалов «музыкально-информационно-аналитического дела»[72].

Первый главный редактор станции Сергей Галямин – известный журналист, очень популярный во время работы на радиостанции «SNC»[73]. Второй главный редактор - Олег Чилап - член Союза Литераторов России, солист рок-группы «Оптимальный вариант»[74].

Один из ведущих эфира Роберт Редникин по образованию был инженером лесного хозяйства, однако работал как звукорежиссер группы «Ва-Банкъ»[75]. В январе 1991 года он пришел на радиостанцию «SNC», помогал в создании «РаКурса» и в дальнейшем работал там[76]. Анастасия Рахлина, также бывшая журналисткой на «SNC» - вдова погибшего в 1988 году поэта Александра Башлачева. Андрей Евдокимов работал звукооператором в Государственном доме радиовещания и звукозаписи. В 1989 году стал ведущим прямого эфира радиостанции «SNC», а через год - главным редактором этой радиостанции.  В 1992 году он был соведущим фестиваля «Блюз в России»[77]. 

Сотрудник радиостанции Андрей Соловьев – выпускник философского факультета МГУ и музыкант в группе «Вежливый отказ». Он выступал со многими известными музыкантами, как отечественными (Сергей Курехин, Владимир Чекасин, Марк Пекарский, Сергей Летов), так и зарубежными (Питер Ковальд, Ханс Кох, Луис Склавис), участвовал в гастролях по западным странам (Германия, Италия, Швейцария, США); записал полтора десятка компакт-дисков и виниловых пластинок. Написал музыку к нескольким фильмам, а в 1994 году снялся в роли трубача-авангардиста в кинокартине режиссера Владимира Сухореброго «Бесноватые»[78].

Дмитрий Цесельчук отмечал, что сотрудниками «РаКурса» были несколько членов Союза литераторов России[79]. Одним из них была Нина Давыдова – известный публицист и москвовед – имевшая также опыт работы на радиостанциях «Вокс» и «Надежда»[80]. В литературном альманахе «Словесность» за 2010 год подчеркнуто, что «на радио постоянно выступали члены Союза литераторов, представляли в прямом эфире свои новые книги, публикации»[81].

Через некоторое время после выхода в эфир сотрудником радиостанции стал музыкант группы «Секретный ужин» и преподаватель факультета журналистики МГУ Кирилл Мошков, работавший  в дальнейшем под псевдонимом Константин Волков. Во многом благодаря помощи Мошкова, возможность сотрудничать с радиостанцией получили студенты факультета журналистики.

По приглашению Чилапа к коллективу радиостанции присоединился Сергей Андрейцев (Зерги) - музыкант группы «Оптимальный Вариант», и Лара Садовская (жена Олега Чилапа, историк, сценарист, писатель, член Союза литераторов России). По просьбе Лары Садовской, в свою очередь, сотрудничество с радиостанцией начал литературовед и театрал Игорь Пехович. Также автором и ведущим программ на радиостанции стал Георгий Мосешвили, поэт, который работал  до этого на радиостанции «Эхо Москвы».

По свидетельству Н. С. Барабаш, эфир «РаКурса» держался на постоянных ведущих вещательного дня[82]. На радиостанции было семь «главных» ведущих – каждый из них вел эфир целый день.

Сначала ведущие работали так: понедельник — Андрей Евдокимов, вторник — Александр Минаев, среда — Олег Чилап, четверг — Роберт Редникин, пятница — Никита Иванов, суббота — Сергей Галямин, в воскресенье — Анастасия Рахлина[83]. Однако, Анастасия Рахлина и Андрей Евдокимов быстро ушли со станции. В результате порядок ведения эфира стал таким: понедельник – Олег Чилап, вторник – Александр Минаев, среда – Роберт Редникин, четверг – Олег Чилап, пятница – Никита Иванов, суббота – Сергей Галямин и Сергей Рымов, воскресенье – Константин Волков (Кирилл Мошков).

§ 2. Музыкальная политика радиостанции

В современном радиобизнесе для эфирного вещания используется программирование – предварительное подробное составление сетки вещания. Основным элементом программирования является клок («program wheel») –план эфирного часа радиостанции – который делится на несколько частей (вещательных шагов). Чаще всего, вещательный шаг составляет половину или треть клока. Вещательный шаг формируют элементы эфира (музыкальные композиции, элементы саунд-дизайна, рекламные ролики, слова ведущего и т.п.) При программировании необходимо учитывать следующие требования:

·        сбалансированность – в вещательном шаге должность присутствовать равное количество одинаковых элементов эфира,

·        зеркальность – элементы эфира в вещательном шаге должны быть расположены в одинаковой последовательности,

·        ритмичность – все элементы эфира должны быть одинаковы по времени.

Одной из главных характеристик музыкальной радиостанции с программируемым вещанием является распределение функций между ведущим эфира и музыкальным редактором. Список композиций (плэйлист) для эфира готовит не ведущий, а музыкальный редактор. Во-первых, он подбирает музыкальную базу, ориентируясь на систему фильтров, действующую на радиостанции. Во-вторых, он систематизирует композиции по нескольким параметрам (направление, исполнитель, лад и т.п.). В-третьих, чередуя музыкальные произведения с другими элементами эфира, он составляет вещательный шаг. Ведущий, в свою очередь, комментирует композиции, появляющиеся в эфире в заранее предусмотренном порядке.

Программируемого вещания на «РаКурсе» не было. Построением эфира занимались сами ведущие[84]. Понятия клока и вещательного шага были им неизвестны, поэтому эфирное время не было четко структурировано. Элементы эфира появлялись в произвольном порядке, они не были одинаковы по времени. Музыкальную составляющую эфира готовили ведущие. Поскольку жестко фиксированной музыкальной базы на радиостанции не было, они сами подбирали для эфира музыкальные произведения - либо из архива радиостанции, либо из собственного архива. Порядок звучания песен определялся предпочтениями ведущего – правил чередования композиций не существовало.

Музыкальная политика была довольно простой: на радиостанции могли звучать любые композиции, «за исключением поп-музыки»[85]. При подготовке программ предпочтение отдавалось русскому року (и это не удивительно, учитывая тот факт, что на радиостанции работали участники роковых групп). Вообще же, диапазон музыкальных пристрастий радиостанции при создании включал композиции всех направлений, «кроме масс-культуры»[86]. Сотрудники радиостанции видели свою главную задачу в том, чтобы «обратить внимание людей на настоящую музыку»[87], которую «большинство коммерческих радиостанций представляют … тенденциозно либо фрагментарно, либо бессвязно и безграмотно, либо не представляют вовсе»[88].  Н. С. Барабаш отмечала, на «РаКурсе» были представлены те музыкальные пласты, на которые коммерческие радиостанции чаще всего не обращают внимания[89].

Что касается второго периода существования радиостанции – количество музыкальных жанров и стилей после смены редактора возросло: как отмечал Олег Чилап, в эфире присутствуют «и роки шумные, и джазы жаркие, и академическая музыка, и шаманизмы этнические, и авторская, актерская песня…»[90].

По свидетельству Н. С. Барабаш, радиостанция «РаКурс» первой из московских негосударственных радиостанций начала регулярно проводить в эфире так называемые «живые концерты» - концерты в прямом эфире[91]. Они велись в звукозаписывающей студии, которая граничила с эфирной студией «РаКурса». Подобных программ не было ни на одной другой радиостанции[92]. Н. С. Барабаш пишет, что за два года в эфире «РаКурса» прошло более ста концертов, «причем кроме российских музыкантов, на станции выступили белорусские, швейцарские, немецкие, шотландские и другие иностранные музыканты»[93]. Число концертов достигало трех в неделю (суббота — джаз, воскресенье — рок, понедельник — классика или барды)[94]. Эфирное время предоставлялось как «корифеям рока», так  молодым группам. «Чайф», «Нюанс», «Оптимальный Вариант», «Вежливый Отказ», «Тайм Аут», «Барышня и хулиган», «Несчастный Случай», квартет «Аркадия» - это перечень немногих команд, выступавших на «РаКурсе»[95].

 

§ 3. Программная политика радиостанции

Программная политика «РаКурса» имела уникальную особенность: авторские передачи на «РаКурсе» отличались несравнимо большим многообразием, нежели на коммерческих станциях. По свидетельству Н. С. Барабаш, наличие множества различных передач на «РаКурсе» объясняется тем, что это – традиция, оставшаяся еще со времен «SNC»[96]. Практически весь спектр интересов аудитории был представлен в эфире радиостанции. По тематике программы, звучавшие на «РаКурсе», можно разделить на несколько групп.

1. Программы, затрагивающие широкий круг проблем, занимали существенную часть эфира. Чаще всего авторы таких передач высказывали свои мысли по поводу того или иного события, или же беседовали с экспертами. Среди программ-монологов можно назвать такие, как: «Мелкоскоп», «Болтушка», «Впечатления», «Московские зарисовки», «Вариации к эпиграфу», «Навеяло», «Наблюдение», «Снова в СССР». Программы – интервью были представлены следующими передачами: «Вполголоса», «Беседы с Юрием Щекочихиным», «Посидим поокаем», «Это Москва». Частыми гостями радиостанции становятся деятели культуры, литераторы, популярные актеры московских театров, поэты, экономисты и политические деятели.

2. Обзоры культурных событий – это программы «Сейшн»,  «Indie Vision», посвященные обзору московской клубной жизни; «Все в сад», «Мельпомена», «Амфитеатр», «Антракт», посвященные театру; «Видеообзор», «Киноперсона», «Киновости», посвященные новинкам российского и зарубежного кино.

3. Программы, которые можно обозначить как «научные», занимали особое место на радиостанции. Среди них выделялись программы о технике -  «Class A», «Конкретика простых вещей», «Виртуальность». Особую часть эфира составляли программы, освещавшие различные области гуманитарных наук: «Глаголь добро» - лингвистика, «Прогулка» - история, «Массовое сознание» – обществоведение. Можно также выделить две особые группы программ: философские и литературные. К философским следует отнести передачи «Боги Древней Индии», «Духовная передача» и «Письма издалека». Среди литературных программ необходимо выделить следующие: «Верхом на осле», «Восемь рук, чтобы обнять тебя», «Репей», «Литературные чтения», «Чемодан», «Программа "И"», «Не только Бродский», «Книга в эфире», «Книжный развал», «Умные книги».

4. Музыкальных программ на «РаКурсе» было особенно много. К таковым можно отнести следующие передачи: «78 об/мин», «Большое белое чудо», «Волков – санитар леса», «Дат-программа», «Клуб Бар-Ре», «Мелодии зарубежных композиторов», «Много шума из ничего», «Музыка нолей и единиц», «На ребрах», «Незабываемые мелодии прошлых лет», «По странам и континентам», «Редкая птица», «Старое, но золотое», «Танцверанда», «Шахматы», «Эмигрантские тени», «Субкультурные тени».

Среди музыкальных программ можно выделить информационные: «CD-обозрение», «Джазовые новости» и «1000 пластинок», а также музыкально-философские: «Alter Ego», «Жизнь на колесах» и «New Age».

Другие передачи о музыке можно разделить на три группы:

·        посвященные музыке какой-либо страны - «Celtic Time…», «Mhalairtain…», «Латинский дневник», «Парижский кораблик», «Яркий неон», «Красная книга»;

·        посвященные конкретным музыкальным исполнителям -  «Битый час», «Хендриксология», «Б.Г.Словские вечера»;

·        посвященные определенному музыкальному жанру – «Кантриволюция», «Казуистика», «Перекресток», «Хорошо темперированный эфир», «Весь этот блюз». Больше всего на радиостанции было программ, посвященных рок-музыке («Зерги архив», «Это было недавно», «Экзотика», «Нержавейка»)  и джазу («Академический час джаза», «Джем-клуб», «Одни старики», «Сплавы», «Своими руками», «Московский свинг», «Музей революции», «Джазовые новости» и проект «Краткий курс истории джаза»).

5. Программы для семейного прослушивания появились после того, как супруга Олега Чилапа, Лара Садовская, создала специальную детскую редакцию. Среди этих передач можно выделить, во-первых, программы для родителей: «Кто ходит в гости по утрам», «Между нами», «Учение без мучения»; во-вторых, программы для детей: музыкальная передача «Когда я вырасту большой» и циклы сказок «Пуговкин сундучок» и «Прыг-скок, или о чем поют ботинки».

6. Вниманию слушателей «РаКурса» были предложены юмористические программы - «Змея и чаша», «Квачи прилетели», «Истерия СССР», а также викторины – «Добро пожаловать», «Изюминка», «Сказки дядюшки Рымуса», «Хит-парад».

Большая часть программ, звучавших на «РаКурсе», представляла собой именно радиокомпозиции. Также авторы передач широко использовали такие жанры, как комментарий, беседа, радиообозрение, радиоочерк. Можно заметить, что на «РаКурсе» информационным программам предпочитали информационно-публицистические.

Примечательно, что концепцией радиостанции не предусматривался регулярный выход новостных выпусков. Новости присутствовали в минимальном объеме: «Вся нужная для аудитории информация преподносится в виде рассказа ведущего»[97]. В Уставе редакции отмечалось, что при подаче новостей следует акцентировать внимание слушателей «на позитивных аспектах»[98].

 

Заключение

История радиостанции «РаКурс» является одним из примеров развития московского радиорынка в постсоветский период. Эта радиостанция была открыта в 1994 году по инициативе бывшего коллектива станции «SNC» при поддержке Андрея Щербакова, директора АО «Курс» (фактически, это была «корпоративная» радиостанция «Курса»). Радиостанция существовала на средних волнах, и позиционировала себя как «радио для тех, кто соображает». Целевой аудиторией радиостанции были интеллектуалы - студенты, научные сотрудники, работники культуры, молодые бизнесмены.

Концепция радиостанции включала в себя различные музыкальные стили, множество авторских передач, свободу поведения ведущего в эфире, что позволяет определить формат радиостанции как MOR. В эфире радиостанции звучали программы, различавшиеся по жанру (комментарии, очерки, беседы и др.) и по тематике (научные, культурные, семейные, юмористические и др.). Основное место в эфире занимали передачи о музыке, которые вели люди, имевшие к музыке непосредственное отношение (в основном, музыканты). Ведущей темой таких программ становились музыкальное направление, музыка одной страны, музыка отдельной группы. На волнах «РаКурса» регулярно шли живые концерты.

Просветительские передачи были построены так, чтобы быть максимально привлекательными. Ведущие сами продумывали концепцию программы, ее композицию, а также особенности эфирного почерка. Сотрудники «РаКурса» предлагали слушателям большое количество интерактива. Несмотря на вещание вне популярного fm-диапазона, «РаКурсу» удалось войти в пятерку станций с самыми высокими рейтингами.

Однако с начала 1998 года «РаКурс» перестал функционировать. Как выяснилось, подобный формат оказался крайне неприбыльным в радиобизнесе. Маргинальной радиостанции, работавшей к тому же на средних волнах, было сложно находить рекламодателя. Деньги, потраченные учредителем на содержание станции, не окупались. Вероятнее всего, в настоящее время воссоздать подобную радиостанцию на коммерческой основе нереально – прибыль может принести только занятие бизнесом, но не творчеством.

Изучив программную политику и концепцию вещания радиостанции «РаКурс», можно выявить черты, характерные для отечественного радиовещания 90-х годов:

- учредителем радиостанции выступило коммерческое предприятие, руководство которого не имело достаточной компетенции в сфере ведения радиобизнеса;

- для увеличения рейтингов использовались различные методы коммуникации с аудиторией; возможность подобных коммуникаций увеличилась благодаря использованию сети интернет;

- радиостанция закрылась в результате недостатка финансирования в условиях коммерциализации радиорынка; однако, благодаря своей уникальности, она осталась объектом для ностальгии многих бывших слушателей и для подражания радиолюбителей;

- основным составляющим концепции вещания было дружеское общение с радиослушателями, которое достигалось, во-первых, за счет большого количества прямого эфира, дававшего людям возможность звонить в студию; во-вторых, готовности многих ведущих посвящать большое количество эфирного времени общению со слушателями;

- важным элементом была персонификация эфира: ведущими и авторами программ на «РаКурсе» становились неординарные люди (писатели, музыканты, философы), которые обладали уникальным эфирным почерком;

- одной из отличительных особенностей «РаКурса» стало тематическое многообразие программ, причем, преобладали просветительские передачи при минимальном количестве политических и экономических; также можно отметить большое количество музыкальных жанров и направлений среди композиций, звучавших на радиостанции;

- ведущие станции особо подчеркивали отсутствие в эфире того, что могло раздражать слушателей - музыки из разряда массовой культуры, а также навязчивой рекламы;

- творческая составляющая, присущая многим радиостанциям периода становления отечественного радиорынка, особенно ярко проявилась на «РаКурсе», сотрудники которого создавали передачи исключительно по той тематике, которая привлекала их самих, и потому им удавалось заинтересовать слушателей.

Автор намерен в дальнейшем продолжить изучение периода становления отечественного радиорынка и обратиться к исследованию форматной специфики и программной политики других радиостанций, существовавших в московском эфире в это время. Особый интерес представляют радиостанции, отмеченные в третьем параграфе второй главы как потенциальные конкуренты радиостанции «РаКурс».

 

 

Литература и источники

1.                Барабаш Н. С. Ведущий в прямом эфире (приемы и методы работы коммерческой радиостанции): дипломная работа / МГУ имени М. В. Ломоносова. – Москва. 1997. 

2.                Барабаш Н. С. Ведущий информационно-музыкальной радиостанции – становления профессии, специфика и методы работы: диссертация кандидата филологических наук / МГУ имени М. В. Ломоносова. – Москва, 2002.

3.                Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. – М.: Пласт – 1500 и др., 1995. – 179 с.

4.                Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 335 с.

5.                Кийт М. Радиостанция / пер. с англ. А. И. Филекина. – М.: Мир, 2001.- 462 с.

6.                Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000). – М.: Флинта: Наука, 2002. – 640 с.

7.                Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: Аса, 2009. – 848 с.

8.                Мошков К. В. Радиовещание для начинающих / Сайт Кирилла Мошкова. URL: http://www.moshkow.net/radio4.htm (дата обращения – 12.03.2013).

9.                Муратов С. Телевизионное общение в кадре и за кадром – М.: Аспект Пресс, 2007. –  202 с.

10.           Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. –М.: Изд-во МГУ, 1999. – 304 с.

11.           Радио: музыкальное, новостное, общественное... / под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова. – М.: Фонд Независимого Радиовещания, 2001. – 224 с.

12.           Радиожурналистика: учебник / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. – 480 с.

13.           Сухарева  В. А. Система отечественного радиовещания в процессе социально-экономической трансформации: 1990-2005: диссертация кандидата филологических наук / МГУ имени М. В. Ломоносова. – Москва, 2006.

14.           СМИ в меняющейся России: Коллективная монография / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 336 с.

15.           Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 391 с.

16.           Телерадиоэфир: история и современность / под ред. А. Г. Качкаевой. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 400 с.

17.           Телерадиоэфир: история и современность / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 239 с.

18.           Чантлер П., Стюарт П. Основы радиожурналистики / пер. с англ. Г. В. Кочегаровой, под ред. Т. Н. Яковлевой-Нельсон. – М.: ГИТР, 2007. – 336 с.

 

***

 

1.                Авер Л. Андрей Евдокимов: Блюз – это музыка для всех // Информационное агентство «OnAir.ru». URL: http://www.onair.ru/main/themes/view/THID__78/ (дата обращения – 12.03.2013).

2.                Аредова Н. Для тех, кто соображает // Вечерняя Москва. – 1995. – № 91 (21494).

3.                Белавин П. Радио мало // Коммерсантъ Деньги. – 2010. – №45 (802).

4.                Белонучкин Г. Радиостанции // Электронное периодическое издание «Политика». URL: http://www.politika.su/media/radiost.html#rak (дата обращения – 12.03.2013).

5.                Бирюлин С. "Открытое радио" будет проводить свой фестиваль // Портал «Звукиу». URL: http://www.zvuki.ru/R/P/7014 (дата обращения – 12.03.2013).

6.                Васильев А. История московской частоты 69,26 МГц // Портал «Клуб радио». URL: http://www.guzei.com/radio/journal/article/69_26.php (дата обращения – 12.03.2013).

7.                Инсаров А. Инсаров слушает радио // Московский бит. – 1997. – №5.

8.                История вещания "Станции" с 1995 по 2001 годы // Сайт Радио «Станция». URL: http://nickls.narod.ru/ (дата обращения – 12.03.2013).

9.                Конькова Н. Радио «РаКурс» - для тех, кто соображает // Журналист. – 1995. – №4.

10.           Кулагин А. «Я видел, кто придет за мной» // Круг друзей. – 1996. – №1.

11.           Мошков К. «Живой» джаз в эфире «РаКурса» // Сегодня. – 1995. – № 238 (596).

12.           Павлов А. Говорит Москва // Сегодня. – 1994. – № 225.

13.           Пушкина М. Сидя на муравьиной куче // Московский комсомолец. – 1996. – №21 (472).

14.           Радио РаКурс // Альманах «Словесность». – 2010. – Книга 4.

15.                  Редакция журнала «Второе зеркало». P.S. Светлой солнечной памяти // Второе зеркало. – 1998. – №1.

16.                Редникин Р. Фестиваль: вслух и громко // Интернет-портал «Звукиу». URL - http://www.zvuki.ru/.../7575 (дата обращения – 12.03.2013).

17.           Редникин Р. Прямой эфир // Этажи. – 1994. – №5.

18.           Соболев М. История московской частоты 69,26 МГц (продолжение) // Портал «Клуб радио». URL: http://www.guzei.com/radio/journal/article/69_26_2.php (дата обращения – 12.03.2013).

19.                  Соловьев А. Олег Чилап и его музыка // Интернет-журнал «Тусово». 26.01.2007. URL: http://www.tusovo.com/article.php3?id-article=1398 (дата обращения – 12.03.2013).

20.                Стаднюк И. Радио для тех, кто соображает // Сегодня. – 1996. – № 45 (650).

21.           Цапина Р. INDIE VISION // Антикультурологический еженедельник «Ленин». – 1999. – №4.

22.           Цапина Р. Радио «Ракурс» // Сайт группы «Рада & Терновник». URL: http://radaiternovnik.narod.ru/nostalgi/30.htm (дата обращения – 12.03.2013).

23.           Цапина Р. Ракурс вместо SNC // Вечерний клуб. – 1994. – № 199-200 (788-789).

24.           Цесельчук Д. Ради речи родной // Королевский журнал. – 1996. – №2.

25.           Чилап О. Второе рождение радио «РаКурс» // Альманах «Словесность». – 2011. – Книга 5.

26.           Чилап О. Как я придумал национальный праздник // Альманах «Словесность». – 2009. – Книга 3.

27.           Чилап О. Как я придумал национальный праздник // Альманах «Словесность». – 2011. – Книга 5.

28.           Шипилев С. История радио «Резонанс» // Сайт MST-TV. URL: http://mst-tv.ru/publ/2-1-0-66 (дата обращения – 12.03.2013).

29.           Щуров И. Памяти «Открытого радио» // Сайт Noo.Ru. URL: http://www.noo.ru/?Main/openradio/memory (дата обращения – 12.03.2013).

 

***

 

1.                Сайт Живого журнала. URL: http://www.livejournal.com/ (дата обращения – 12.03.2013). 

2.                Сайт радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/ (дата обращения – 12.03.2013).

3.                Электронная библиотека фонда «КОАПП». URL: http://koapp.narod.ru/data.eng/11/4/3/19.htm (дата обращения – 12.03.2013).

4.                Электронный портал «76-82. Энциклопедия нашего детства». URL: http://www.76-82.ru/ (дата обращения – 12.03.2013).

5.                Электронный портал «Джазу». URL: http://www.jazz.ru/ (дата обращения – 12.03.2013).

6.                Портал «Звукиу». URL: http://www.zvuki.ru/R/P/7014 (дата обращения – 12.03.2013).

7.                Портал «Клуб радио». URL: http://www.guzei.com/radio/journal/article/69_26.php (дата обращения – 12.03.2013).

8.                Свободная энциклопедия «Радиопедия». URL: http://ru.radiopedia.wikia.com/wiki/Радиопедия (дата обращения – 12.03.2013).

9.                Портал «Проекты Андрея Соловьева». URL: http://www.dragonjazz.narod.ru/ (дата обращения – 12.03.2013).

 

Также были использованы архивные документы (например, Устав редакции радиостанции «РаКурс»).

 

 

 

 



[1] См.: Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. – М.: НПК "Пласть-1500. 1995. – С. 4.

[2] См.: Сухарева В. А. Система отечественного радиовещания в процессе социально-экономической трансформации: 1990-2005. Диссертация кандидата филологических наук. Москва, 2006. – С. 115.

[3] См.: Система средств массовой информации России. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 198.

[4] См.: Сухарева В. А. Указ. соч. – С. 108-109.

[5] Там же.

[6] Сухарева В. А. Указ. соч. – С. 150.

[7] Сухарева В. А. Указ соч. – С. 108.

[8] См.: Сухарева В. А. Указ. соч. – С. 112.

[9] Радиожурналистика: учебник / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. – С. 101.

[10] Сухарева В. А. Указ. соч. – С. 118.

[11] См.: Радиожурналистика: учебник / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. – С. 94.

[12] Сухарева В. А. Указ соч. – С. 119.

[13] См.: Белонучкин Г. Радиостанции // Электронное периодическое издание «Политика». URL: http://www.politika.su/media/radiost.html#rak (дата обращения 12.03.2013).

[14] Редникин Р. Прямой эфир // Этажи. 1994. №5.

[15] Там же.

[16] См.: Устав редакции р/п «РаКурс». 20.01.1994. Архив радиостанции «РаКурс».

[17] Редникин Р. Прямой эфир // Этажи. 1994. №5.

[18]Белонучкин Г. Радиостанции // Электронное периодическое издание «Политика». URL: http://www.politika.su/media/radiost.html#rak (дата обращения 12.03.2013).

[19] См.: там же.

[20] Архив радио РаКурс // Сайт музыкально-информационной радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/archive/archive.htm (дата обращения 12.03.2013).

[21] Основная информация // Сайт музыкально-информационной радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/ (дата обращения 12.03.2013).

[22] Там же.

[23] Барабаш Н. С. Ведущий в прямом эфире (приемы и методы работы коммерческой радиостанции). Дипломная работа. Москва. 1997. – С. 94.

[24] Белонучкин Г. Радиостанции // Электронное периодическое издание «Политика». URL: http://www.politika.su/media/radiost.html (дата обращения 12.03.2013).

[25] Цапина Р. INDIE VISION // Антикультурологический еженедельник «Ленин». 1999. №4.

[26] Соловьев А. Олег Чилап и его музыка // Интернет-журнал «Тусово». 26.01.2007. URL: http://www.tusovo.com/article.php3?id_article=1398 (дата обращения 12.03.2013).

[27] Редакция журнала «Второе зеркало». P.S. Светлой солнечной памяти // Второе зеркало. 1998. №1.

[28] Иванова А. Привет от ведущих радио «РаКурс» // Сайт музыкально-информационной радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/ (дата обращения 12.03.2013).

[29] Редникин Р. Фестиваль: вслух и громко // Интернет-портал «Звукиу». URL - http://www.zvuki.ru/.../7575 (дата обращения - 12.03.2013).

[30] См.: Сахно Т. (пользователь живого журнала timoha67). 10 лет радио РаКурс // «Живой журнал». 17.03.2004. URL: http://timoha67.livejournal.com/22647.html (дата обращения - 12.03.2013).

[31] См.: пользователь живого журнала koljanych. Комментарий к посту «Обращение к радиоархивам» // «Живой журнал»/ 19.07.2005. URL: http://wolk-off.livejournal.com/166286.html (дата обращения - 12.03.2013).

[32] См.: пользователь живого журнала ejjy. Комментарий к посту «Обращение к радиоархивам» // «Живой журнал»/ 19.07.2005. URL: http://wolk-off.livejournal.com/166286.html (дата обращения - 12.03.2013).

[33] См.: Средства массовой информации России. – М.: Аспект Пресс, 2011. – С. 337 - 341.

[34] Радиожурналистика: учебник / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. – С. 455.

[35] Чилап О. Второе рождение радио «РаКурс» // Альманах «Словесность». 2011. Книга 5. – С. 148.

[36] См.: Устав редакции р/п «РаКурс». 20.01.1994. Архив радиостанции «РаКурс».

[37] Основная информация // Сайт музыкально-информационной радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/ (дата обращения 12.03.2013).

[38] Барабаш Н. С. Указ. соч. – С. 97.

[39] Пушкина М. Сидя на муравьиной куче // Московский комсомолец. 1996. №21 (472).

[40] Цапина Р. Ракурс вместо SNC // Вечерний клуб. 1994. № 199-200 (788-789).

[41] Аредова Н. Для тех, кто соображает // Вечерняя Москва. 1995. № 91 (21494).

[42] См.: Конькова Н. Радио «РаКурс» - для тех, кто соображает // Журналист. 1995. №4.

[43] Основная информация // Сайт музыкально-информационной радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/ (дата обращения 12.03.2013).

[44] См.: Устав редакции р/п «РаКурс». 20.01.1994. Архив радиостанции «РаКурс».

[45] См.: Основная информация // Сайт музыкально-информационной радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/ (дата обращения 12.03.2013).

[46] См.: Барабаш Н. С. Указ. соч. – С. 109.

[47] См.: Барабаш Н. С. Указ. соч. – С. 96.

[48] Редникин Р. Прямой эфир // Этажи. 1994. №5.

[49] Пользователь Stella. Радио «РаКурс», или О волне моей памяти // Интернет-портал Z1. URLhttp://z1studio.com/menu/ru.html (дата обращения 203.2013).

[50] См.: Барабаш Н. С. Указ. соч. – С. 109.

[51] См.: Курс экономической теории: учебник // под общей редакцией проф. М.Н. Чепурина, Проф. Е.А. Киселевой. – Киров: «Аса», 2009. – С. 98.

[52] Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.56-57.

[53] Там же.

[54] Павлов А. Говорит Москва // Сегодня. 1994. № 225

[55] См.: Белавин П. Радио мало // Коммерсантъ Деньги. 2010. №45 (802). URL: http://www.kommersant.ru/doc/1535748 (дата обращения 21.03.2013).

[56] См.: Возрождение XXI век // Свободная энциклопедия «Радиопедия». URLhttp://ru.radiopedia.wikia.com/wiki/Возрождение_XXI_век (дата обращения 21.03.2013).

[57] См.: Белонучкин Г. Радиостанции // Электронное периодическое издание «Политика». URL: http://www.politika.su/media/radiost.html (дата обращения 12.03.2013).

[58] См.: там же.

[59] См.: там же.

[60] См.: Бирюлин С. "Открытое радио" будет проводить свой фестиваль // Портал «Звукиу». URLhttp://www.zvuki.ru/R/P/7014 (дата обращения 12.03.2013).

[61] См.: Васильев А. История московской частоты 69,26 МГц // Портал «Клуб радио». URLhttp://www.guzei.com/radio/journal/article/69_26.php (дата обращения 12.03.2013).

[62] Соболев М. История московской частоты 69,26 МГц (продолжение) // Портал «Клуб радио». URL: http://www.guzei.com/radio/journal/article/69_26_2.php (дата обращения 12.03.2013).

[63] См.: История вещания "Станции" с 1995 по 2001 годы // Сайт Радио «Станция». URL: http://nickls.narod.ru/ (дата обращения – 12.03.2013).

[64] См.: Белонучкин Г. Радиостанции // Электронное периодическое издание «Политика». URL: http://www.politika.su/media/radiost.html (дата обращения 12.03.2013).

[65] Программа «Джем-клуб» // «РаКурс». 1996. 27 ноября.

[66] См.: Шипилев С. История радио «Резонанс» // Сайт MST-TV. URL: http://mst-tv.ru/publ/2-1-0-66 (дата обращения 12.03.2013).

[67] См.: Белонучкин Г. Радиостанции // Электронное периодическое издание «Политика». URL: http://www.politika.su/media/radiost.html (дата обращения 12.03.2013).

[68] См.: Белонучкин Г. Радиостанции // Электронное периодическое издание «Политика». URL: http://www.politika.su/media/radiost.html#rak (дата обращения 12.03.2013).

[69] Чилап О. Как я придумал национальный праздник // Альманах «Словесность». 2011. Книга 5. – С. 24.

[70] См.: Цапина Р. Радио «Ракурс» // Сайт группы «Рада & Терновник». URLhttp://radaiternovnik.narod.ru/nostalgi/30.htm (дата обращения - 12.03.2013).

[71] Конькова Н. Радио «РаКурс» - для тех, кто соображает // Журналист. 1995. №4.

[72] Там же.

[73] См.: О радиостанции. Персоналии // Сайт музыкально-информационной радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/ (дата обращения 12.03.2013).

[74] См.: там же.

[75] См.: Персоналии // Сайт музыкально-информационной радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/ (дата обращения 12.03.2013).

[76] См.: там же.

[77]Авер Л. Андрей Евдокимов: Блюз – это музыка для всех // Информационное агентство «OnAir.ru». URL: http://www.onair.ru/main/themes/view/THID__78/ (дата обращения 12.03.2013).

[78] См.: Биография // Интернет-портал Проекты Андрея Соловьева. URL - http://www.dragonjazz.narod.ru/ (дата обращения - 12.03.2013).

[79] См.: Цесельчук Д. Ради речи родной // Королевский журнал. 1996. №2.

[80] См.: интервью с Давыдовой Н. Архив сайта радиостанции «РаКурс». 16.07.2011 // Сайт музыкально-информационной радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/persons/nd.htm (дата обращения 12.03.2013).

[81] Радио РаКурс // Альманах «Словесность». 2010. Книга 4. – С. 14.

[82] Барабаш Н. С. Указ соч. – С. 104.

[83]Редникин Р. Прямой эфир // Этажи. - 1994. №5.

[84] См.: Барабаш Н. С. Указ. соч. – С. 95.

[85] Радио «Ракурс» // Электронная библиотека фонда «КОАПП». URLhttp://koapp.narod.ru/data.eng/11/4/3/19.htm (дата обращения 12.03.2013).

[86] См.: Цапина Р. Ракурс вместо SNC // Вечерний клуб. 1994. № 199-200 (788-789).

[87] Конькова Н. Радио «РаКурс» - для тех, кто соображает // Журналист. 1995. №4.

[88] Там же.

[89] См.: Барабаш Н. С. Указ. соч. – С. 96.

[90] Чилап О. Страничка главного редактора // Сайт музыкально-информационной радиостанции «РаКурс». URL: http://www.rakurs.ru/ (дата обращения 12.03.2013).

[91] См.: Барабаш Н. С. Указ. соч. – С. 96.

[92] См.: Аредова Н. Для тех, кто соображает. Радио кухня // Вечерняя Москва. 1995. № 91 (21494).

[93] Барабаш Н. С. Указ. соч. – С. 96.

[94] См.: Стаднюк И. Радио для тех, кто соображает // Сегодня. 1996. № 45 (650).

[95] См.: Конькова Н. Радио «РаКурс» - для тех, кто соображает // Журналист. №4.

[96] См.: Барабаш Н. С. Указ. соч. – С. 98.

[97] Сухарева В. А. Указ. соч. – С. 149.

[98] См.: Устав редакции р/п «РаКурс». 20.01.1994. Архив радиостанции «РаКурс».